Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Дизайнер Данила Ветер — о современном творчестве

В команде энтузиастов москвич Данила Ветер строил на Байкале ледяные лабиринты. Приезжал, уезжал, а два года назад решил, что остается в Сибири.

Данила Ветер — участник лаборатории исследования игровых структур «Театрика», ученик Петра Немого, актер, режиссер, дизайнер, художник, руководитель недавно открытой лаборатории «Нефритовая мастерская».

Данила, расскажи, как получилось, что ты остался в Сибири?

— Мы приезжали на Байкал строить ледяные лабиринты, и в какой-то момент решили, что остаемся. Места, люди и обстановка здесь, в Сибири, оказались нам близки. Видимо, Байкал решил: «Остаетесь? Оставайтесь. Что вы там строите? Лабиринты. Из чего их обычно строят? Из камня. Вот вам камень».

Автор фото — Илья Татарников
Автор фото — Илья Татарников

Автор фото — Илья Татарников

Автор фото — Илья Татарников

А почему изо льда строите именно лабиринт?

— Известно, что лабиринты — это сакральные сооружения, которые всегда, начиная с древних времен, использовались человеком в определенных целях, в каких — это предмет исследования многих ученых, наших тоже. Документально подтвержденных фактов или широко представленных результатов исследования мало, но процесс изучения лабиринтостроения продолжается.

В нашем времени лабиринты не привязаны ни к одной религии, ни к одной культуре. Это сакральный объект, глубокий, но он находится вне всего.

Мне эта точка зрения близка и в работе с камнем. С камнем хочется взаимодействовать, но вне всего, вне китайской или западной традиции. Мы в «Нефритовой мастерской» архаики, нам хочется вернуться к истокам — встретиться с камнем и попробовать начать отношения заново. Это осознанный шаг в поиске своей традиции в первую очередь внутри себя.

Автор фото — Илья Татарников
Автор фото — Илья Татарников

Автор фото — Илья Татарников

Автор фото — Илья Татарников

Камень всегда был с человеком. Из него строили, делали украшения, с помощью него охотились и готовили еду. Сейчас все функции, которые нес камень в истории, заменены другими материалами. Мы хотим понять, в чем может заключаться взаимодействие современного человека с камнем. Поэтому мы позиционируемся как лаборатория.

Само по себе понятие «камень» гораздо шире. Например, тот же лед — это камень, водяной камень. Стекло — дважды камень.

Как проходило твое знакомство с камнем?

— С камнем я встретился два года назад. Сложно сказать, что я выбрал его из других материалов. Камень — это скорее реакция пространства на образ жизни или мировоззрение. Почему пространство выбрало именно камень? Для меня это вопрос открытый.

28 ноября откроется выставка «Между. В поисках объекта». Что это за проект?

— «Между» у нас не как местоположение, а как состояние. Работая над проектом, мы назвали его выставкой состояний. Состояние между знанием, как работать с камнем, и незнанием.

Выставка «Между» — это не демонстрация изделий. Скорее, это презентация материала, с которым работает лаборатория. Покажем людям камни, стекло, лед, предоставим возможность встретиться не с изделием, а с пространством, которое мы осознанно стараемся сделать «нулевым», без присутствия человеческого, без привнесения себя в него.

Автор фото — Илья Татарников
Автор фото — Илья Татарников

Автор фото — Илья Татарников

Автор фото — Илья Татарников

Обычно, когда говоришь человеку про нефрит, он сразу же вспоминает изделия из него, украшения. Но суть камня в его природе. Мы хотим показать нефрит, с которым художник еще не встречался.

К чему вы стремитесь, показывая камни в их первозданном виде?

— Представьте себе ситуацию, когда первобытный человек встречается с огнем. Что это? А что с помощью него можно сделать? Вот эта чистота встречи важна. Он еще не знает, как его использовать и для чего. Мы попробуем передать это ощущение. Хотим, чтобы люди знали, что можно и нужно обращаться к истокам. И внутри каждого из нас это развивается по-своему, происходит эта нулевая встреча. Когда ты идешь по лабиринту из нефрита, в голове возникают вопросы: кто я? что я делаю? чего я хочу?

Вы сказали, что у участников «Нефритовой мастерской» нет цели заявить о себе. Почему?

— Это не главная цель. В корневых традициях перед началом важного действия принято благодарить высшие силы. Мы, следуя этому примеру, обозначаем выставкой начало нашего движения как художников и исследователей.

Есть лабиринт, ему два миллиона лет, есть нефрит, которому 20 миллионов лет. Начинать путь надо не с нас, 20-летних. В этом смысле нас еще нет.

«Между» — не выставка изделий и наших достижений как камнерезов. Притом что выставка достаточна камерная, в ней много нестандартных частей. Во-первых, нефритовый лабиринт нужно будет пройти, не будет возможности стоять и разглядывать камни. Пространство специально организовано таким образом. Во-вторых, при помощи интерактивных экспонатов зрители смогут сами оказаться в роли художника. Всё перечислять не буду (Смеется.).

Автор фото — Илья Татарников
Автор фото — Илья Татарников

Автор фото — Илья Татарников

Автор фото — Илья Татарников

Вопрос, что автор хотел сказать своим изделием, в контексте выставки «Между» отсылается выше: не художнику, а природе, творящим силам. И это не случайно. Главный художник каменных скульптур — природа. Мы можем бесконечно разбирать каждую линию, выпуклость, соотносить их с культурными традициями, восхищаться красотой нефритовой гальки, но все вопросы — к природе.

Зритель будет рассматривать нефрит в движении. Это обязательное условие выставки?

— Таким образом мы обращаемся с реальностью. Каждый художник по-разному выстраивал взаимодействие с ней. Пикассо, например, ломал форму, в постмодернизме искусство стремилось к познанию самого себя, а не окружающей реальности. Мы хотим показать, что все может быть устроено иначе, не так, как мы привыкли.

Ты можешь думать, что неподвижен, но внутри тебя движение. Когда стоишь, сидишь, внутри тебя течет кровь, лимфа, работают органы. Ты не статичен. При этом можно двигаться медленнее или быстрее. Движение — это явление. Можешь ли ты остановиться? Остановка — это отсутствие жизни. Тогда основной вопрос заключается в направлении твоего движения. Когда ты думаешь, что неподвижен, ты начинаешь сначала.

Выставка продлится всего девять дней. Раз мы говорим о движении, что ждет ее дальше?

— Нас пригласили в музей искусства народов Востока. Сейчас идет процесс согласования.

Государственный музей искусства народов Востока (Москва) является одним из крупнейших культурно-просветительских центров, в котором наиболее полно представлено искусство Дальнего и Ближнего Востока.

Когда люди узнавали о выставке, о ее концепции, были разговоры о том, что нужно везти выставку в Японию. Концепция состояний близка искусству этой страны.

Как родители относятся к твоему творчеству и внезапному переезду в Иркутск?

— «Что, ты уехал в Сибирь? Да там же холодно! С камнем там работаешь? В Сибири?» — примерно такая реакция была у родителей. Сейчас они не задают вопросы, интересуются, чем я занимаюсь, стараются вникнуть. Уже свыклись с тем, что это странно, необычно, что это не приносит быстрых денег. Но они уважают то, чем я занимаюсь.

Автор фото — Илья Татарников
Автор фото — Илья Татарников

Автор фото — Илья Татарников

Автор фото — Илья Татарников

В случае с выставкой, когда я рассказал, что мы ее готовим, мне было важно, что родные меня услышали. Это ощущение стоило семи лет телефонных разговоров, когда ты объясняешь все по пунктам. Сейчас понимание достигнуто.

В этом смысле родные — прекрасный инструмент. Когда ты встречаешься с каким-то внутренним вопросом или проблемой, мама сразу звонит и издалека начинает: «Ну как дела? Что там у тебя?». И когда ты отвечаешь маме, тогда ты преодолеваешь и понимаешь себя, осознаешь, что и себе ответил.

Выставка «Между. В поисках объекта» будет работать с 28 ноября по 7 декабря 2015 года в выставочном центре имени Виталия Рогаля (ул. Халтурина, 3). Центр открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Стоимость входного билета — 100 рублей.

Беседовала Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

  • Radost21 30 ноября 2015 в 09:15

    Ух ты, комменты то чистят как! Написала, что молодому творческому человеку пристало бы выглядеть как молодому человеку, а не пугалу, а модераторы быстренько подчистили запись. Фи, какие мелочные.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля