В иркутский прокат вышел супербоевик Роланда Эммериха «Штурм Белого дома» — удивительный гибрид деструктивного патриотического «лубка» и эксцентрической комедии положений.
Американский «афганец» Джон (Ченнинг Татум) недавно вернулся из эпицентра боевых действий. Теперь он работает телохранителем спикера Палаты представителей США (Ричард Дженкинс), но стремится перейти в охрану Белого дома, чтобы угодить своей дочери (Джоуи Кинг), пламенной патриотке, «влюбленной в президента».
Для начала, впрочем, Джон ограничивается покупкой двух билетиков на общедоступную экскурсию по Белому дому. Папа в кои-то веки доволен собой: его обычно скептическая дочурка сияет от восторга, особенно после того, как проходящий мимо президент США (Джейми Фокс) невзначай обменивается с ней некоторыми взглядами на актуальные политические проблемы.
Все это слишком хорошо, чтобы получилось обойтись без ложки дегтя. А уж в сюжетах фильмов Роланда Эммериха таковая непременно раздувается до размеров многопудовой бочки. Вот и на Белый дом вместе с его случайными экскурсантами покатили целую цистерну, начиненную патронами, тротилом и фанатической ненавистью, невесть откуда взявшиеся террористы. Их цели предсказуемы — убить президента, захватить ядерный чемоданчик, разжечь Третью мировую войну и сбежать с деньгами, которые обескураженные власти уже принялись наскребать по госбюджетным сусекам.
Но простые американские граждане, ставшие свидетелями штурма, нипочем не допустят подобных результатов. На защиту честного черного президента встанет рубаха-парень Джонни, а оказавшаяся в заложниках дочка будет вести подрывную деятельность в тылу врага. И да пребудут с ними Сила, Бог и Родина.
Патентованный голливудский «катастрофщик» Роланд Эммерих, обычно разрушающий мир в поистине промышленных масштабах («Годзилла», «Послезавтра», «2012»), на этот раз ограничился агрессивной атакой на одно-единственное здание, но зато какое! Конечно, этот же самый Белый дом режиссер уже взрывал в «Дне независимости» (о чем не преминул вспомнить наиболее болтливый персонаж «Штурма»), но о Третьей мировой и речи не шло, ибо там разворачивалась элементарная война миров по старым добрым лекалам Уэллса.
Несомненно, в традициях Эммериха было бы развязать всемирную войну в первой же сцене своего «Белого дома», но славный Роланд в последнее время не отличается предсказуемостью. Чего стоит его позапрошлогодний фильм «Аноним», в котором поставщик топорных блокбастеров внезапно предстал скрупулезным исследователем сугубо литературного «шекспировского вопроса»!
Не подумайте, однако, что «Штурм Белого дома» — какой-нибудь дешевенький боевичок вроде тех, в которых уже снимался раскрученный Ченнинг Татум (неслыханно халтурная дилогия «Бросок кобры» и т. п.). Начинающийся как сравнительно камерный для Эммериха, «Штурм» позже разрастается во вполне масштабное «взрывчатое» зрелище (на этот раз, впрочем, скорее взрывчато-перестрельчатое). Но самое главное (и приятное) заключается в том, что «Штурм Белого дома» оказался просто-таки под завязку напичкан юмором — художественным приемом, до этого дискретным в картинах Эммериха.
Понятно, что жизнелюбивый зритель всегда найдет над чем посмеяться, просматривая тот или иной современный блокбастер (снятый, например, Майклом Бэем). Но обычно подобный смех рождается в наиболее пафосные и драматические моменты высокобюджетного повествования и явно противоречит задачам горемычных создателей.
Глумливый же немец Эммерих преловко выкрутился из этого унизительного для постановщика блокбастеров положения. Он осознанно и намеренно снял свою очередную «катастрофу» по законам кинокомедии, в результате чего «Штурм Белого дома» оказался гораздо ближе к «Аэроплану», нежели к «Аэропорту». Иными словами, «Штурм» куда легче принять за третьи «Горячие головы», чем за «Самолет президента — 3».
Что мы имеем в итоге? Пожалуй, самый убойный боевик сезона — и это безо всякой иронии. Куда уж тут иронизировать после всего, что наворотил сам герр Эммерих в своей тринадцатой голливудской постановке. Здесь каждая сцена пропитана популистским сарказмом самого бесстыдного свойства, а террористы — не просто аморальные психопаты, как и полагается, но еще и откровенно карикатурные персонажи: они постоянно шутят, причем по-черному. А в то время, как злодеи творят свое лютое антиамериканское безобразие, туповатый Татум пытается вывести насупившегося Фокса (недавно обессмертившего себя главной ролью у Тарантино) через тот самый тоннель, по которому Мэрилин Монро якобы бегала в Белый дом на свидания с президентом Кеннеди.
Пересказывать отдельные сцены нет смысла, их надо видеть. Заметим только, что наличие «стеба» позволило «Штурму Белого дома» примерно в 2012 раз превзойти недавнее «Падение Олимпа» — картину глупую, как бетон, и унылую, как картон: уж она-то явно была снята не то что без тени улыбки, но даже и без толики вдохновения.
«Штурм» же ярок и жизнерадостен. Это типичное guilty pleasure, «стыдное удовольствие» — особый вид кинематографа, которым давненько не баловал нас Голливуд. Новейшая работа Эммериха — это как фильм Эйрамджана или Астрахана, только снятый не за 150 рублей, а за 150 миллионов долларов.
Если вам симпатична сама идея увидеть американский киноколосс, вызывающий ассоциации с такими понятиями, как «фарс», «балаган», «Кокшенов» и «Панкратов-Черный», тогда культурный поход на «Штурм Белого дома» станет для вас настоящим праздником.
Расписание фильма «Штурм Белого дома» в кинотеатрах Иркутска вы можете посмотреть здесь.