Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Притяжение Земли

около 7 минут на чтение 47 комментариев
Притяжение Земли

С 3 октября в кинотеатрах Иркутска показывают фантастическую драму «Гравитация» режиссера Альфонсо Куарона — безукоризненно снятую историю о человеке и космосе. Лента имеет все шансы стать главным фильмом уходящего года.

Американский ученый-медик Райан Стоун (Сандра Буллок) под присмотром матерого астронавта Мэтта Ковальски (Джордж Клуни) устанавливает программное обеспечение на космический телескоп «Хаббл». В это время где-то неподалеку русские решают уничтожить свой спутник.

Обломки спутника устремляются в пространство, а затем непредсказуемым образом изменяют траекторию движения и направляются прямиком к беззащитной экспедиции. Времени отреагировать не остается. После столкновения Стоун и Ковальски теряют связь с Землей и, беспомощно барахтаясь в чернильной пустоте, разлетаются по орбите.

Лента имеет все шансы стать главным фильмом уходящего года.

Без лишних вступлений хочется перейти к главному: «Гравитация» Альфонсо Куарона — кино космически прекрасное. Совершенство космоса воспел Стэнли Кубрик, а его безмолвный ужас лучше всех передал на экране когда-то Ридли Скотт. «Гравитация» же удобно разместилась между этими двумя противоречивыми полюсами. Это невероятный, незабываемый и на самом деле эксклюзивный опыт, возможность окунуться в безумно прекрасную, но между тем пугающую своей неизведанностью и непознаваемостью среду.

Кадр из фильма «Гравитация». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Гравитация». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В техническом плане «Гравитация» — идеальный фильм, ювелирная режиссерская работа. Куарон плохих фильмов вроде и не снимал, но это кино с прошлым его режиссерским опытом имеет столько же общего, что путешествие к звездам с автомобильной поездкой.

Когда видишь получившийся результат, в голове вертится один вопрос: как они это сняли?

Идея проекта возникла достаточно давно, но его реализация была под большим вопросом: амбициозность замысла требовала едва ли не перехода на новый технологический уровень. После того как Джеймс Кэмерон преодолел эту неподъемную ступень своим «Аватаром», Альфонсо Куарон понял — вот оно, пора снимать. Ему на помощь пришел один из лучших операторов Эммануэль Любецки, и вместе они (не без отеческих советов Кэмерона) разработали не имеющую прежде аналогов технологию съемки.

Когда видишь получившийся результат, в голове вертится один вопрос: как они это сняли? Невероятно сложная, безукоризненная постановка, прорыв такого уровня, когда технология воспринимается почти как магия. И пускай эта магия — скорее дело рук чародеев от компьютерной графики, а не подлинное волшебство кино, ее не хочется разрушать. Пусть вопрос так и останется без ответа, а трюк нераскрытым — ведь в этом вся прелесть.

Кадр из фильма «Гравитация». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Гравитация». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Куарон консультировался с экспертами из NASA (выйти на российских консультантов оказалось задачей невыполнимой, что очень огорчило режиссера, всегда уважающего советскую космическую программу) и очень хотел, чтобы происходящее на экране было как можно больше приближено к условиям на околоземной орбите. Эффект заметен — в отличие от основной массы голливудских лент о космосе фильм до последнего старается придерживаться каких-никаких научных данных. В кои-то веки космос стал безмолвным, и его тишины не нарушат звуки взрывов.

Возможно, на взгляд специалиста, хорошо разбирающегося в космонавтике, на экране происходит много всего смешного и антинаучного. Но для дилетанта, в рамках базовых представлений о космосе, картина до последнего не теряет убедительности в происходящем.

По уровню напряжения «Гравитация» даст фору фильму ужасов — вцепляться в подлокотники кресла придется часто.

Фильм выглядит реалистично — почти документальная съемка выхода в открытый космос. Впечатляющая детализация и внимание к мелочам. Эффект присутствия всепоглощающий, технология 3D полностью оправдывает свое использование. Скептикам будет в это непросто поверить, но самая бездушная, мертворожденная кинотехнология из существующих, которая с году на год грозит убить кинематограф, может вызывать целый спектр живых и искренних чувств.

С каждой минутой зрителя все глубже затягивает в бездонные глубины, и опыт этого погружения крайне пронзительный. По уровню напряжения «Гравитация» даст фору фильму ужасов — вцепляться в подлокотники кресла придется часто. Это настоящий триллер, заставляющий сопереживать, нервничать и почти участвовать в происходящем на равных с актерами.

Кадр из фильма «Гравитация». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Гравитация». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Требовать от актеров какой-то невероятной игры, когда весь фильм они запакованы в тяжеловесные скафандры, было бы немножко неприлично. Клуни первые минуты откровенно дурачится и изображает Джорджа Клуни (так и хочется добавить — сферического в вакууме) в невесомости, потом берет себя в руки и играет обычную для него роль уверенного и уравновешенного персонажа, которого не выбьет из седла даже дождь из космического мусора и перспектива скорой смерти от нехватки кислорода.

Фильм держит на себе скорее Буллок, и претензий к ней никаких нет и быть не может. Пережив невероятно изматывающий съемочный процесс — актеров помещали во вращающуюся конструкцию, в которой было темно, беззвучно и тесно, а играть приходилось «на ощупь», как в танце запоминая свои и партнера движения — Буллок выложилась на экране насколько это было возможно. Передавать эмоции ей приходилось, представьте себе, дыханием, и, слушая ее самые удушливые хрипы, очень сложно самому не начать давиться каждым глотком. Актриса шутит, что теперь ей жизненно необходимо сняться в комедии, дабы от всего этого отвлечься.

Содержанием «Гравитация» напоминает лучшие литературные образцы гуманистической научной фантастики, провозглашая победу воли к жизни над обстоятельствами и смертоносной средой. На уровне метафор сценарий говорит о перерождении человека, возвышении над тянущими на дно проблемами. О том, что умение отпустить иногда важнее, чем способность крепко держать, а уйти иногда лучше, чем остаться. О том, что, как бы дико и странно ни звучало это именно в межпланетной пустоте, Бог, по всей видимости, есть. И несмотря на то что опять «русские во всем виноваты», эта история очень космополитичная и дружественная: в самом щемящем эпизоде американский астронавт в легендарном советском скафандре ловит в эфире голос китайца, поющего где-то колыбельную ребенку.

После фильма в голове несмело зазвучит всплывшая из памяти полузабытая строчка: «Мы — дети галактики». И какое же это счастье — идти по твердой земле, дышать полной грудью и слышать при этом что-то помимо своего дыхания.

Посмотреть расписание сеансов фильма «Гравитация» в кинотеатрах Иркутска вы можете в разделе «Афиша».

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20131007/gravity/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля