Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Дядя Фёдор, фриц и блиц

около 6 минут на чтение 111 комментариев
Дядя Фёдор, фриц и блиц

В иркутский прокат вышел эпический фильм «Сталинград», которому удалось превзойти знаменитых «Утомленных солнцем 2».

Весной 2011 года престарелый спасатель-международник из МЧС спасал людей, пострадавших от аварии на «Фукусима-1». В частности, ему пришлось долго успокаивать одну немецкую туристку, которая не могла выбраться из-под нагромождения бетонных плит. В ожидании подмоги «эмчеэсовец» и поведал паникующей немке волнующую историю своего рождения.

А история эта была такова: в далеком 1942-м квартиру 18-летней жительницы города Сталинграда Кати (Мария Смольникова), у которой убили всех родственников, заняли несколько советских солдат, ведомых насупленным капитаном Громовым (Петр Федоров). Те грандиозные боевые действия, которые позже нарекут Сталинградской битвой, были в самом разгаре — и временами казалось, что немцы вот-вот займут и Катин дом, и весь Сталинград в целом. Помешали этому простые и доблестные русские бойцы — такие как Громов, Чванов (Дмитрий Лысенков), Никифоров (Алексей Барабаш), Поляков (Андрей Смоляков) и Астахов (Сергей Бондарчук).

Кадр из фильма «Сталинград». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Сталинград». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Вот уже который год в критически настроенных кругах отечественных зрителей не затихают толки: отчего это столь среднему режиссеру, как Федор Бондарчук, доверяют снимать настолько амбициозные и высокобюджетные ленты? И вывод из таких споров чаще всего следует один: подобную честь Федору Сергеевичу оказывают лишь на том основании, что он является сыном великого Сергея Бондарчука, создателя как минимум четырех эпических кинополотен, считающихся сегодня классикой мирового кино (и между прочим, две из них посвящены событиям Великой Отечественной).

Расхожее выражение «на детях гениев природа отдыхает» к Бондарчуку-младшему относится не вполне. Скажем, актер он действительно недурной (особенно удались Федору главные роли в комедиях «Даун Хаус» и «Два дня»). Однако в качестве режиссера он был и остается не более чем клипмейкером. В 1990-х Федор Бондарчук снимал музыкальное видео, в 2000-х перекинулся на большое, с позволения сказать, кино, но суть его режиссерства осталась прежней. Охотно верится, что он снимает с азартом и вдохновением, как говорят о нем друзья, да только весь этот пыл всегда оборачивается одним и тем же — внешне пышным зрелищем с заискивающей оглядкой на наиболее попсовые западные образцы.

«9 рота» — двухчасовой клип по мотивам голливудских военных боевиков. «Обитаемый остров» — почти несмотрибельное четырехчасовое видео, снятое большим фанатом киберпанковой кинофантастики восьмидесятых. «Сталинград» — вроде как возвращение Бондарчука к амбициям, связанным с «9 ротой»: снять про войну так же, «как у них». Однако в техническом отношении все снова получилось гораздо хуже, чем «у них», пусть некоторый прогресс и заметен. Куда легче (но тоже не так-то просто) подражать Западу в драматургическом, идейном аспекте. И здесь создателей «Сталинграда» можно поздравить: у них получилась чистой воды «голливудщина».

Кадр из фильма «Сталинград». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Сталинград». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Другой вопрос, считать ли достижением то, что мы наконец-то сами научились снимать развесистую «клюкву» о собственной истории и теперь можем не ждать годами американского кино про русских, а всего лишь ежесезонно ходить на свежий опус заядлого западника Бондарчука-младшего. В это не хотелось верить до последнего, но увы и ах: «Сталинград» оказался даже хуже, чем скудоумный «Враг у ворот», двенадцать лет назад снятый французом Анно на американско-немецкие деньги. А уж сравнивать новейший «Сталинград» с советскими фильмами аналогичной тематики и вовсе выглядело б кощунством. Хотите посмотреть хороший фильм о Сталинградской битве? Тогда ищите «Великий перелом» 1945 года, «Сталинградскую битву» 1949-го, «Солдат» 1956-го, «Возмездие» 1967-го или хотя бы «Сталинград» 1989-го, в котором принимал участие начинающий тогда 22-летний киноактер Федя Бондарчук.

«Сталинград» 2013-го — откровенно базарная работа (съемочный процесс уложился чуть ли не в два месяца), выдающая себя за заведомо победоносный блицкриг. На деле он выглядит даже позорнее гитлеровского. Фюреру с его планами удалось напугать и оглушить нашу страну хотя бы поначалу. Антирусский план Бондарчука смехотворен с первых же своих сцен.

Это не злобный навет: сын пламенного советского режиссера-патриота действительно снял не антисоветский даже, а именно антирусский фильм. О чем говорить, если единственным по-настоящему живым персонажем на всю картину оказывается благородный капитан вермахта Кан (в исполнении патентованного «фашиста» мирового экрана Томаса Кречмана).

Впрочем, главная «антирусскость» фильма даже не в этом Кане и не в тех высказываниях, которые он позволяет себе отпускать по адресу своих грядущих победителей. Главное, конечно, в том, как это снято. Бондарчук сознался, что его основной целью было снять такой фильм о Великой Отечественной, которого еще точно не было — и вот как раз это удалось ему на славу (точнее, на бесславие).

Кадр из фильма «Сталинград». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Сталинград». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

После михалковских «Утомленных солнцем — 2» казалось, что более отталкивающего военного фильма на русском языке снять попросту невозможно. Что ж, бондарчуковский «Сталинград» одним махом разрушил эти наивные надежды. Если фильм Михалкова был всего лишь переполнен маразмом автора (что досадно, но все-таки не оскорбительно для зрителя), то Бондарчук в своей картине осознанно слепил из великой войны ничтожный комикс. Да, вот такой он видит самую кровопролитную бойню в истории — готичной, эротичной, гламурной, ажурной и уж такой проголливудской, что слов нет.

В свое время выдающийся режиссер Григорий Козинцев посмотрел «Войну и мир» Сергея Бондарчука и тотчас же припечатал ее в своих дневниках не очень-то комплиментарным словцом «бижутерия». Счастлив же был интеллектуальный советский зритель, если мог разбрасываться подобными эпитетами по отношению к шедеврам искусства. Сегодня кинематографическая планка снизилась настолько, что вместо не всегда в свое время понимаемого Сергея Федоровича всеми обсмеиваемый Федя-клипмейкер.

Что в итоге можно пожелать этому уже немолодому, но все еще начинающему режиссеру, который проиграл свой четвертый (включая две части «Обитаемого острова») блицкриг подряд? По-моему, только одно: пора бы и остановиться, Федор Сергеич. Надо, Федя, надо!

Посмотреть расписание сеансов фильма «Сталинград» в кинотеатрах Иркутска вы можете здесь.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20131014/stalingrad/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля