Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Это Спарта!

около 7 минут на чтение 41 комментарий
Это Спарта!

В иркутских кинотеатрах идет картина «300 спартанцев: Расцвет империи» — удачное, но уступающее оригиналу продолжение талантливого фильма Зака Снайдера.

В то время как царь Леонид и его триста спартанцев героически, но глупо гибнут в сражении при Фермопилах, греческий флот дает бой персам. Враг снова превосходит численностью, но теперь он еще и коварен: во главе войска стоит не знающая жалости Артемисия (Ева Грин), которую греки когда-то обидели, о чем вскоре горько пожалеют. Командующему Фемистоклу (Салливан Степлтон) придется показать все свои таланты тактика, чтобы одолеть хитроумную Артемисию.

Первый фильм «300 спартанцев» любим в первую очередь многими женщинами (но также и некоторыми мужчинами) по вполне очевидным причинам: кино Зака Снайдера прославляло телесность и идеализировало плоть, делало из нее культ и фетиш и из произведения искусства превращалось в материал не то агитационный, не то идеологический.

За какие идеалы выступал Снайдер, до конца так и не ясно: внешне — за демократию и свободу. Но понимать свободу можно по-разному, и здесь режиссер был неоднозначен. Происходящее на экране постоянно вступало в противоречие с тем, что подразумевалось за кадром, но не произносилось: демократия почему-то сильно напоминала тоталитаризм, а эстетское воспевание мужественности — плохо скрываемый гомоэротизм.

Вторую часть решили сделать не такой неоднозначной: чтобы разбавить тесный мужской коллектив, пригласили запредельно женственную Еву Грин, а спартанскую военную диктатуру Леонида сменили на греческий либерализм Фемистокла.

Кадр из фильма «300 спартанцев: Расцвет империи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «300 спартанцев: Расцвет империи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Когда Снайдер вежливо отказался от съемок и подыскал себе замену в лице еврейского режиссера Ноама Мурро, никто, кажется, не поверил в успех этого проекта. Мурро к пятидесяти годам снял только малобюджетную трагикомедию «Умники» с Сарой Джессикой Паркер и Эллен Пейдж, и вдруг ему поручили стомиллионный 3D-блокбастер, продолжая тем самым работу одного из лучших голливудских визионеров.

Зрители «Расцвета империи» становятся свидетелями маленького чуда: необязательное и заранее признанное провальным продолжение суперуспешного фильма, снятое ко всему прочему неопытным режиссером, неожиданно удалось. Продюсер картины Марк Кантон придумал очень меткую аналогию той задаче, которая стояла перед съемочной группой. Представьте, что у вас есть отличный одноэтажный дом и вам нужно пристроить к нему еще один этаж, не испортив при этом внешний облик. Мурро бережно сохранил оставшийся от своего предшественника фундамент, выстроив даже не на нем, а вокруг него свой собственный мир.

Сценаристы изящно решили проблему сиквела фильма, в котором «в конце все умерли». Сюжет второй картины не продолжает и не предваряет сюжета первого, он словно «обволакивает» его, развиваясь сразу во всех направлениях — и до, и после, и во время тех событий. Таким образом история выходит на новый изобразительно-повествовательный уровень (тот самый «второй этаж»), сохраняя при этом самую тесную связь с картиной Снайдера. Как показывает печальная практика, такое решение композиции любого сиквела — единственно верное из всех возможных.

Кадр из фильма «300 спартанцев: Расцвет империи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «300 спартанцев: Расцвет империи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Битвы теперь происходят на море, в них участвуют сотни кораблей, число павших воинов идет на тысячи, а вода обагряется кровью до самого горизонта. Режиссировать этот подконтрольный хаос — занятие сколь благородное, столь же и безрассудное, сродни подвигу греческих героев на поле брани. Мурро, казалось бы, поддается распространенному искушению сделать в продолжении «все то же самое, только побольше», но, стоит отдать должное, голову не теряет: чувство меры его не подводит.

Во многом видна творческая преемственность. Мурро имитирует визуальный стиль Снайдера, делая копию практически неотличимой от оригинала: знаменитые мускулистые торсы с нарисованными кубиками пресса, почти полное отсутствие живых декораций (актеры играют на фоне зеленого экрана), пафосные разговоры о долге, замедленные пролеты камеры и фирменное ультранасилие с морем крови («море» здесь — не фигура речи).

Кадр из фильма «300 спартанцев: Расцвет империи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «300 спартанцев: Расцвет империи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Но все сильные стороны режиссуры не умаляют того факта, что Мурро — лишь талантливый имитатор, лишенный собственного стиля. Первыми «Спартанцами» Снайдер совершил маленькую революцию в жанре, его фильм — это визуальный шедевр: каждый кадр выверен до мелочей, цветопередача продумана до последнего оттенка, а компьютерные спецэффекты служат главным художественным приемом. В этом смысле «Расцвет империи» значительно проще, ни о чем вроде «каждый кадр — как произведение искусства» речи не идет, а все вдохновение художников растрачено на вырисовывание кружащих в воздухе 3D-пылинок.

Исполнитель главной роли Салливан Степлтон чертами неуловимо похож разом на всех голливудских актеров типажа «брутальный мужчина». Степлтон представляет собой еще один экранный суррогат-заменитель, но тягаться с фактурным Батлером может вряд ли (а сравнений избежать не получится). Фемистокл умен и прагматичен, он слишком правильный и слишком часто полагается на разум. Как говорят женщины, с такими мужчинами скучно. Так и есть — скучно.

Не даст скучать Ева Грин. Было очень трудно представить, какое применение можно найти ее талантам в фильме про неодетых мужчин, которые только и делают, что неистово рубят друг друга на куски. Но тем приятнее факт, что актриса в фильм вписалась. Грин — из тех актрис, которые одним лишь взглядом могут показать сразу все: жгучую страсть и холодное презрение, съедающее душу безумие и иссушающую ярость, ядовитую насмешку и опьяняющее обещание.

Кадр из фильма «300 спартанцев: Расцвет империи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «300 спартанцев: Расцвет империи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Артемисия — это главная жемчужина «Расцвета империи», прекрасно переданный характер и лучшая актерская работа. Жестокая воительница, ненавидящая всех мужчин за малейшее проявление слабости и одновременно мечтающая о встрече с тем, кто сможет ее приручить. Все достоинства Грин как актрисы зрители могли лицезреть еще в «Мечтателях» Бернардо Бертолуччи, но одна только эротическая сцена с ее участием из «Спартанцев», поставленная скорее как сцена боя (это на самом деле сложно представить), уже стоит того, чтобы посмотреть весь фильм — с годами Ева хуже не стала.

«300 спартанцев: Расцвет империи» — во многом не идеальное кино, но практически безукоризненный сиквел, достоинства которого значительно перевешивают все простительные недостатки. Снятый без подлинного творческого запала, но не без вдохновения и куража, это жесткий и динамичный боевик о настоящих мужчинах, которые так настойчиво демонстрировали окружающим свою мужественность, что, кажется, своих следов в современном генофонде не оставили. Достойный подарок женщинам к их главному празднику: где-то в стороне от всей этой кровавой бани, от горящего Эгейского моря, от руин вечных Афин и от отрубленной головы царя Леонида, среди своей десятитысячной армии стоит одиноко Артемисия и вздыхает: как мало вокруг настоящих мужчин.

Расписание сеансов фильма «300 спартанцев: Расцвет империи» смотрите в нашей афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20140311/sparta/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля