Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Адам + Ева = любовь

около 6 минут на чтение 21 комментарий
Адам + Ева = любовь

В иркутский прокат вышел фильм «Выживут только любовники», мистический ромком, поставленный бесподобным Джимом Джармушем.

Вампир Адам (Том Хиддлстон) обитает в Детройте (США), сочиняет нечеловеческой красоты рок-музыку и безобидно мизантропствует. Вампирша Ева (Тильда Суинтон) живет в Танжере (Марокко), обожает книжки и беседы с интеллектуальным другом-наставником Кристофером Марло (Джон Херт), тем самым возрожденческим драматургом, который сочинил все пьесы, приписываемые Шекспиру.

Адам и Ева любят друг друга, они женаты и неоднократно справляли собственную свадьбу на протяжении многих сотен лет, прошедших со времени их знакомства. Да, в данный момент их разделяют тысячи километров, но разве это проблема в век глобализации? Прознав, что очередная депрессия Адама вновь слишком затянулась, Ева вылетает к нему, дабы утешить любимого в своих холодных объятиях. К огорчению четы, в дом Адама вслед за Евой заявляется ее несносная сестра Ава (Миа Васиковска), которая явно символизирует собой зловредную Лилит, упоминающуюся в некоторых ранних апокрифах христианства.

Это, несомненно, самый лучший фильм прошлого года. На его фоне все фавориты последнего «Оскара» (до «Волка с Уолл-стрит» включительно) выглядят не то чтобы ущербно или попсово, а как-то излишне суетливо, что ли. После блаженного погружения в поэтически-романтическое, остроумно-стильное и при этом невероятно уютное облако «Любовников» понимающий зритель, кажется, не сможет не почувствовать легкой брезгливости ко всей высокобюджетной голливудщине.

Кадр из фильма «Выживут только любовники». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Выживут только любовники». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Одним словом, маэстро медитативного синематографа Джим Джармуш после пятилетнего перерыва вернулся на экраны в такой превосходной форме, что не подлежит сомнению: в полку его фанатов очень сильно прибудет в самое ближайшее время. Двадцать лет назад Джимми Дж. (на пару с Джонни Д.) уже сразил толпы восприимчивых кинолюбов своим метафизическим вестерном «Мертвец». Теперь явно пришла пора завлечь в эти эстетские сети следующее поколение отзывчивой публики, благо вампиры нынче в большом почете у юных граждан всех континентов.

Но Джармуш не был бы Джармушем, если б он взялся играть на чьих-либо ожиданиях. Разумеется, своими «Любовниками» он попытался переизобрести вампирское кино, как до этого «перезагрузил» расхожие жанры вроде криминальной драмы («Пес-призрак») или шпионского триллера («Пределы контроля»). И уж в этот-то раз попытка точно удалась на славу: «Выживут только любовники» — наиболее оригинальный фильм про вампиров не только за последние десятилетия, а едва ли не с начала кинематографических времен.

Конечно, нетрудно обозвать этих «Любовников», например, «Сумерками», пересказанными для взрослых (можно даже присовокупить — и пересказанными гением). Легко также объявить, что перед нами безмерно иронический фильм, лишь притворяющийся вампирской сагой. Все это чистая правда, но слишком очевидная. Всякий, кто хоть немного знает о Джармуше, вряд ли стал бы ждать от него «серьезного» эпоса про кровососов, а уж тем более банального фильма ужасов. Еще за год до премьеры не приходилось сомневаться, что это будет тончайшая комедия, по-своему уморительная, но предназначенная, увы, отнюдь не для широкого зрителя.

Так и есть: «Любовники» — интеллектуальная постмодернистская юмореска, фильм с легким дыханием, летящей походкой и царем-шутом в голове. Но при этом здесь столько подлинной глубины, искренности и даже эмоциональности, что на ум не идут никакие иные термины, кроме истертого от повсеместного бездумного употребления слова «шедевр».

Кадр из фильма «Выживут только любовники». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Выживут только любовники». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Однако шедевр этот, как уж сказано, «не для всех» — перед нами все-таки одиннадцатый фильм Джармуша, а не ранее неизвестная комедия Гайдая. «Выживут только любовники» — картина, заточенная исключительно под восприятие тех самых вампиров. Кто уже смотрел, легко поймет, какие «вампиры» имеются в виду, остальные могут прочесть нижеследующее разъяснение.

Итак, по Джармушу, вампиры — это глубоко порядочные и аккуратные существа с ярко выраженными индивидуальностями. Вампиры живут искусством и наукой, вдохновенными творчеством и настоящей любовью; они беспрестанно находятся в духовных поисках, при этом отчетливо понимают — надеяться в этом мире не на что. Даже им, бессмертным.

Что уж говорить об обычных людях — этих неотличимых друг от друга зомби, успевших за не столь уж долгий период мировой истории искалечить судьбы тысяч гениев! Новоявленные джармушевские Адам и Ева ставят этой планете ноль, как уже сделала их соплеменница Рената Литвинова в одном из фильмов Киры Муратовой.

Вампир способен спастись и выжить одним-единственным способом — в пресловутых объятиях своей второй половины. Однако таковую надобно еще где-то встретить, что для истинных вампиров всегда было проблематично. Адаму и Еве повезло — они счастливы вместе с незапамятных времен. Но, как мы здесь увидим, Адаму (на правах мужчины менее привязанному к земной жизни) все-таки не может принести полное облегчение даже его несравненная Ева — форменная женщина-идеал, конгениально сыгранная ослепительной Тильдой Суинтон.

Кадр из фильма «Выживут только любовники». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Выживут только любовники». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Тильда вообще держится и выглядит здесь так, что ее совершенно запросто можно назвать (каким бы оксюмороном это ни прозвучало) 53-летним ангелом. У вампиров, впрочем, нет возраста — и у мисс Суинтон, кажется, тоже. Что касается Тома Хиддлстона, то его Адам почти столь же безукоризненно смотрится в качестве эмоционального антипода своей Евы (при этом он тоже всецело положительный персонаж).

Безусловно, за столь выразительное исполнение следует отдать должное прежде всего самому Джармушу — сочинителю и дирижеру этого вдохновенного и страстного ноктюрна. Уж чем-чем, а откровенной страстностью прежние замечательные фильмы Джармуша похвастаться не могли. Тем приятнее было убедиться, что название его новой картины полностью соответствует содержанию (только в оригинале под словом lovers, пожалуй, имелось в виду возлюбленные, а не вульгарное любовники). И, уж конечно, новая работа Джима — куда более выдающийся прошлогодний фильм о любви, чем, например, хваленая «Жизнь Адель». Возможно, перед нами и вовсе самая сильная картина на эту волнующую тему из всех, пока что снятых в текущем веке.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20140414/love/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля