В прокате фильм «Саботаж» — беззастенчиво кровавый и грубый боевик с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. От режиссера фильма «Патруль».
Джон Уортон (Арнольд Шварценеггер) — живая легенда в кругах силовиков. Вместо обоев на стенах его комнаты висят фотографии с американскими президентами, и все вокруг, даже самая наглая молодежь, говорят о нем с почтением.
Несколько лет назад семью Джона жестоко убил картель, и теперь его семья — его отряд. Уортон руководит элитным спецподразделением, члены которого больше похожи на банду байкеров — лысые черепа, всклокоченные бороды, устрашающие татуировки. Разница лишь в том, что байкеры не работают на правительство, а эти — работают.
Как-то раз, поддавшись искушению, бойцы решают украдкой «отщипнуть» от пирога и прибирают к рукам некоторую часть денег, обнаруженных после ликвидации наркобарона. Украденное пропадает из тайника, и обо всем каким-то образом узнает начальство. От следствия удается уйти (не без участия людей с тех самых совместных фотографий), но тут в дело снова вступает картель и высылает кровожадных наемников взыскать долг. Неблагодарная работа во второй раз ставит под удар семейное благополучие Уортона.
«Саботаж» снял неплохой режиссер Дэвид Эйр, имя которого никогда не гремело и большей части аудитории ничего не скажет. Название его работ куда красноречивее: он поставил «Королей улиц» и «Патруль», а прежде, еще в середине 90-х, написал сценарий, который потом лег в основу замечательного «Тренировочного дня» Антуана Фукуа. Возможно, не самые выдающиеся, но довольно увлекательные картины о трудовых буднях «королей улиц» — копов мегаполиса.
Продолжай Эйр в том же духе, когда-нибудь и его имя стало бы брендом. Не боги, в конце концов, горшки обжигают — и у Скорсезе ушли годы, чтобы снять «Казино» и «Славных парней». Вместо этого Эйр опрометчиво ввязался в чрезвычайно недостойное мероприятие.
Сложно придумать что-то менее творчески оправданное, нежели постановка боевика со Шварценеггером.
Бывший губернатор золотого штата ушел из политики, но никак не может вернуться в прославивший его кинематограф: фильмы проваливаются, преданный зритель, ждавший все эти годы «возвращения героя», расстраивается, как ребенок, у которого отобрали любимого (хоть и изрядно потрепанного) мишку, а бывший электорат негодует.
Дело тут не в том, что Шварценеггер плохой человек или ужасный актер (есть и ужаснее, и хуже, он в наших сердцах по другим причинам), и не в том, что режиссеры попадаются «не те» — в прошлом году гениальный кореец Ким Чжи Ун расшиб себе лоб, пытаясь вернуть звезду на экран. Преграда в том, что понятие «фильм со Шварценеггером» сузилось до всепоглощающего примитивизма, затягивающего внутрь режиссеров, актеров, сценаристов — всех, вплоть до последнего осветителя на съемочной площадке.
И так непростая ситуация отягчается тем, что к написанию сценария привлекли Скипа Вудса, которого непечатными словами помянули в прошлом году все поклонники другого нестареющего «героя боевика» — Брюса Уиллиса. Вудс (также в соавторстве) накропал сценарий к нелепому пятому «Крепкому орешку».
«Саботаж» не столь отвратителен, но почерк мастера узнаваем. Нагромождение ненужных деталей и безумных поворотов сюжета, неуемная страсть неистово уничтожать все вокруг и бетонная уверенность восьмиклассника в собственном неиссякаемом остроумии — все это Вудс. Сценарий чудовищен от первого до последнего кадра.
Получается такой «тяни-толкай»: сценарист с глупой ухмылкой пишет очередную оду кретинизму, а насупившийся режиссер изо всех сил пытается коллегу не замечать и снимать тихонечко свой фирменный криминальный боевик. В итоге кино два часа топчется на месте: не скатывается за грань, где начинается «Крепкий орешек», скрипят зубами критики и рыдают случайные зрители, но извлечь его из зловонной ямы посредственности одному Эйру не по силам.
Выхоленный реализм прошлых фильмов Эйра низвергается в «Саботаже» до откровенной пошлости. Фильм вообще невероятно кровожаден и жесток, что для кино про безжалостный картель должно быть хорошо, а на деле оказывается плохо. Есть тонкая грань, которая отделяет реализм от безвкусицы, и проходит она именно там, где начинается «Саботаж» с его бесчисленными кусками мяса, литрами крови, свисающими с потолка внутренностями и разложившимися трупами. Подобные живописания позволительны лишь для фильмов категории B, ориентированных на узкий круг ценителей. Поэтому с девушкой на фильм лучше не ходить, но количество ошарашенных после сеанса парочек почему-то зашкаливает.
Попытка показать работу спецподразделения провалилась примерно по той же причине: между всеми зверствами как-то не до таких нюансов. Для галочки героев заставляют провести несколько скучных и однообразных операций, особенно популярна здесь зачистка здания. Вспоминается детальная, по секундам воспроизведенная реконструкция захвата дома бен Ладена из «Цели номер один» Кэтрин Бигелоу, и тогда окончательно понимаешь, насколько все происходящее в «Саботаже» — детский сад. В умении показать войну и передать ее суть Бигелоу утерла нос многим мужчинам-режиссерам, кому-то должно быть стыдно.
Из всех персонажей фильма запоминается Мирей Инос в образе решительной женщины, также входящей в веселый отряд борцов с наркомафией. Попав в большое кино после телевидения, Инос играет в основном невзрачных женушек кого-нибудь из персонажей, единственное занятие которой — сидеть дома и переживать. А здесь у нее просто бенефис и фонтан эмоций. Роль необычная, запоминающаяся, но для карьеры тупиковая — это амплуа, к сожалению, опять не под нее.
Еще, говорят, в фильме играют Сэм Уортингтон, Терренс Ховард и Джош Холлоуэй, но их роли не успеваешь разобрать, не то что запомнить. Второстепенные персонажи сливаются в серый невзрачный фон.
С самого начала было ясно, что тянуться к свету, когда его загородил собой человек комплекции Шварценеггера, в общем-то, бессмысленно — все равно зачахнешь в тени. Зритель пришел на Арни — зритель его получил. Это как взрослому попасть на концерт рок-группы, которую он слушал в школе — пожилые дяденьки поют злые подростковые песни, изо всех сил молодятся, смешно трясут седой головой и кое-как приведенными в порядок в спортзале телесами. Всем вокруг должно быть немножко стыдно и неловко, но всем почему-то, наоборот, хорошо и как-то даже уютно. Все-таки странная штука человеческая память.
Смотрите расписание сеансов фильма «Саботаж» в нашей киноафише.