Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Сон разума

около 7 минут на чтение 20 комментариев
Сон разума

С 15 мая в кинотеатрах Иркутска идет фильм «Годзилла» — вторая попытка Голливуда снять свою историю о культовом японском монстре.

В 1999 году инженер Джо Броди (Брайан Крэнстон) чудом не погиб во время аварии на японской АЭС. Он не согласен с официальной версией событий, приведших к катастрофе, и считает, что власти скрывают ее истинные причины и все гораздо серьезнее, чем обычное землетрясение.

Джо никто не слушал в 1999 году, когда он предсказывал беду. Никто не слушает его и сейчас, даже его собственный сын (Аарон Тейлор-Джонсон), который уже давно не воспринимает своего папашу всерьез и устал вытаскивать его из передряг. А зря.

Спустя пятнадцать лет выясняется, что Джо был прав: то было никакое не землетрясение, а доисторическое чудовище. Чудовище, которое под присмотром недалеких ученых набиралось сил, росло, а теперь вырвалось на свободу и направляется не куда-нибудь, а прямо в Америку.

Кадр из фильма «Годзилла». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Годзилла». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Прошлое путешествие японского монстра Годзиллы к берегам США состоялся в 1998 году. Тогда американо-германский режиссер-остряк Роланд Эммерих, окрыленный успехом своего фильма-катастрофы «День независимости», решил снять что-нибудь экзотичное.

На протяжении полувека топтавшая японские города Годзилла была воплощением ядерной трагедии, национальной психотравмы Хиросимы и Нагасаки и олицетворением сразу всех хтонических кошмаров. Уж кто-кто, а жители неспокойной островной Японии знают, как бывает страшна природа.

У Эммериха Годзилла превратилась из мифологизированного символа в мутировавшую игуану, которая задорно лавирует между небоскребами от ракет — режиссер в фильме веселился от души. Юмор, впрочем, никто не оценил (с такими людьми, как Эммерих, никогда не знаешь, шутит он или на самом деле идиот), и фильму на всякий случай присудили позорную «Золотую малину».

Кадр из фильма «Годзилла». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Годзилла». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

На счету режиссера новой «Годзиллы» Гарета Эдвардса всего один полнометражный художественный фильм — дешевый, но атмосферный триллер «Монстры» про пришельцев в Мексике. Не слишком опытный Эдвардс, впрочем, извлек урок из поражения Эммериха и изо всех старался избежать собственных ошибок.

Сразу бросается в глаза, что Эдвардс честно и внимательно просмотрел все двадцать с гаком предыдущих фильмов о Годзилле, чтобы в своей работе угодить всем. Его можно представить таким прилежным студентом-младшекурсником, который всю ночь готовился, разбирал чужие конспекты, но под утро выбился из сил и заснул прямо за столом. А теперь взъерошенный и взволнованный с надеждой тянет билет.

Кадр из фильма «Годзилла». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Годзилла». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Начинает свой рассказ режиссер с цитирования вступительной сцены «Парка юрского периода» (делаем пометку «с классикой знаком»). Дальше Эдвардс переключается на оригинал и возвращается на японскую землю, где все и начнется. Тот факт, что Годзилла появляется на празднике в честь своего шестидесятого юбилея только к концу первой половины фильма, не должен расстроить заждавшегося зрителя — звездам такой величины прощается многое.

Фанаты оригинального облика Годзиллы, недовольные субтильным ящером Эммериха, окажутся в полнейшем восторге: в новом воплощении легендарное чудовище выглядит грандиозно и полностью соответствует канону. Это не только самая большая Годзилла за всю историю ее существования, но и самая реалистичная.

Кадр из фильма «Годзилла». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Годзилла». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Словно осознавая степень своего величия и великолепия, Годзилла вальяжно прогуливается по экрану, с удовольствием позирует или выдает свой фирменный рев и, кажется, вот-вот начнет раздавать автографы. Годзиллу мог бы сыграть столь же переполненный ощущением собственной значимости Брэд Питт.

Как и положено всякой пафосной звезде, Годзилла в кадре мелькает не часто, но в самых лучших эпизодах. Но тут-то и начинаются проблемы у фильма. Большую часть времени зрителям рассказывают историю семейства Броди, которая переполнена целлюлозными страстями голливудской драмы и по большему счету пресна и скучна.

Хорошие актеры Бинош и Крэнстон в фильме надолго не задерживаются, и Аарон Тейлор-Джонсон (совершенно неузнаваемый после спортзала) остается один на один с массовкой и монстрами — немножко растерянный, к такому повороту он не был готов. Тут и выясняется, что Эдвардс готовился всю ночь не потому, что он прилежный студент и совесть спать не давала, а по той причине, что ночь была последняя.

Кадр из фильма «Годзилла». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Годзилла». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Картина отличается редчайшей несамостоятельностью и какой-то даже боязливостью привнести что-то новое в сюжет — все по учебнику и ни шагу в сторону. Реакции героев типичны, а их однобокие типажи кочуют из фильма в фильм.

Главный герой — молодец и военный. Жена главного героя — медсестра и по-детски мила. У них обязательно есть сын-первоклашка. И весь фильм они будут пытаться собраться вместе.

На вторых партиях — суровый адмирал, не злодей, но узник чести, вынужденный принимать непопулярные среди других героев решения, а также всезнающий ученый, на автомате поясняющий сюжет в самых беспомощных его местах. Впрочем, от его объяснений легче все равно не становится. Ученого играет японец Кен Ватанабе, который с виду растерян даже больше, чем Тейлор-Джонсон. Складывается ощущение, что к участию в фильме его принудили, заставили говорить на камеру какие-то глупости. А ему теперь очень стыдно и хочется, чтобы все поскорее закончилось.

Обещанной драмы человеческих судеб нет. Во-первых, некому было ее сыграть, во-вторых, гигантские зверюшки оказались куда интереснее. Люди получились муравьями, оказавшимися под тяжелым сапогом. Единственная успешная стратегия выживания — ничего не делать и ждать своей участи. Глядишь, пронесет.

У каждого явления есть своя причина, ничто не происходит случайно, все подчинено всеобщему закону (в данном случае — дарвиновской эволюции видов), нужно смириться и принять неизбежное. В общем, буддийская философия как она есть.

Кадр из фильма «Годзилла». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Годзилла». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Чтобы перечислить несомненные достоинства «Годзиллы» Эдвардса, много времени не нужно. Это симпатичный облик чудовища, неплохая операторская работа и качественная графика.

Режиссер, не привыкший к большим бюджетам, почему-то снова поскромничал и пожалел художественных изысков. Самая эффектная сцена (десант пехоты сквозь чернильные небеса, темнее которых мог видеть только Фродо в Мордоре) была показана чуть ли не целиком еще в трейлерах, а помимо нее, красивостей крайне мало.

И хотя картина почти вся снята в темных тонах, мрачность эта всецело напускная. Фильм не передает страха и трепета, той самой муравьиной беспомощности и безнадежности положения. Переживать не за кого.

«Годзилла» — лучший из весенних блокбастеров, но при всех задатках и амбициях ему все еще слишком далеко до умозрительного идеала развлекательного кино. Свою оценку «хорошо» Эдвардс в итоге получит. На общем фоне троечников он, несомненно, блещет эрудицией, богатым лексиконом и художественным вкусом. В стране слепых и одноглазый — король.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20140519/godzilla/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля