Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

На обезьяньей высоте

около 6 минут на чтение 10 комментариев
На обезьяньей высоте

В иркутский прокат вышел фильм «Планета обезьян. Революция» — зрелищный блокбастер, преисполненный обезьяньего шовинизма.

Прошло десять лет после событий предыдущего фильма (обезьяний грипп, массовое вымирание людей, резкий эволюционный скачок прочих приматов). Немногочисленные гомосапиенсы обретаются около развалин Сан-Франциско, а в близлежащем лесу живут много о себе возомнившие обезьяны.

На их территории находится гидроэлектростанция, которую людям вздумалось починить. Нарушение границ приводит к необратимому и все разрастающемуся военному конфликту между двумя доминирующими видами.

Кадр из фильма «Планета обезьян: Революция». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Планета обезьян: Революция». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Фильмов про планету обезьян, основанных на книге Пьера Буля и ее вариациях-продолжениях, снято много. Однако сколько-нибудь значительными из них до этого дня считались лишь три картины. Первая, стартовая, классическая «Планета обезьян» 1968 года — серьезная, мрачная, захватывающая. Вторая — вольный ремейк Тима Бертона, поставленный в 2001 году и получивший не вполне заслуженную репутацию полного провала. Наконец, третья — «Восстание планеты обезьян» трехлетней давности — на удивление удачная попытка перезапустить франшизу заново и с подробностями, неизвестными ни по одной из предыдущих частей.

Нет сомнения, что свое место в этом ряду займет и новейшая лента Мэтта Ривза. Однако она легко может оказаться последней в приведенном нами списке сравнительно недурных «Планет». Ибо ситуация, судя по этому фильму, тупиковая. Дальнейшие сиквелы, кажется, просто не сумеют не свалиться в то же унылое болото, где оказались четыре «Планеты обезьян», поставленные в начале семидесятых.

Кадр из фильма «Планета обезьян: Революция». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Планета обезьян: Революция». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Прежние фильмы серии, снятые на волне успеха первой части, вынуждены были лишь толочь воду в ступе, поскольку абсолютно самодостаточная «Планета обезьян» 1968 года закрыла тему всерьез и надолго. В какой-то степени на ее месте сейчас оказалась рассматриваемая картина. При этом надо иметь в виду, что и ей по общей художественной мощи крайне далеко как до первоначальной «Планеты», так и до версий 2001 и 2011 годов.

В сущности, «Революция» (в оригинале — «Рассвет планеты обезьян») оказалась первым фильмом во франшизе (если не во всей истории кино), в котором основное внимание уделено героям-обезьянам. Человеческие персонажи здесь второстепенны. На них во время просмотра почти и не обращаешь внимания — до того невыразительны диалоги, характеры и даже внешний вид. Лица-то узнаваемые, а толку никакого.

Так, героя Джейсона Кларка можно здесь и не заметить, хотя в титрах он упомянут вторым. Ну а Гэри Олдман, вероятно, хвастается теперь тем, что он сыграл самую заурядную, незначительную и никчемную роль за всю свою колоритную карьеру.

Человеческие персонажи здесь второстепенны.

Зато компьютерные обезьяны представляют собой пиршество не только для глаз, но отчасти и для разума. В основном они объясняются друг с другом жестами, но способны произносить и членораздельные реплики. И это скупое общение интереснее жалких потуг деградировавших людишек вести между собой дискуссии.

Ясно, что в таком случае рассматривается уже не конфликт животного с человеком, а практически расовый конфликт. И в роли притесняемого меньшинства здесь выступают отнюдь не обезьяны. Все это довольно похвально, поскольку пробуждает желание побольше узнать о происхождении видов, эволюции и лично товарище Дарвине. А то и отважиться на просмотр нелицеприятных научно-популярных фильмов с названиями вроде «Голая обезьяна».

Кадр из фильма «Планета обезьян: Революция». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Планета обезьян: Революция». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Увы, картина «Планета обезьян. Революция» неспособна только на одно — пробудить настоящий, живой зрительский интерес к самой себе. В последние годы создатели голливудских блокбастеров все чаще бросаются в одну из двух крайностей: либо снимают оглушительно глупое, но легко усваиваемое кино, либо качественное, но скучное. И режиссер в «Планете» явно впал во вторую из этих крайностей.

За Ривза обидно даже больше, чем за Гэри Олдмана. Ведь всего три года назад с «Восстанием планеты обезьян» блестяще справился безвестный постановщик Руперт Уайатт. Поэтому на Мэтта Ривза с его «Революцией» хотелось возлагать самые радужные надежды. Да, это всего лишь третья его работа, зато первыми двумя были незабываемый фильм-трюк «Монстро» и очень удачный ремейк шведского подросткового хоррора «Впусти меня».

Кадр из фильма «Планета обезьян: Революция». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Планета обезьян: Революция». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Досадно, что в фильме не найти черт, свойственных прежним постановкам Ривза. В картине нет ни юмора, ни внятного чувства стиля, ни даже особой занимательности — вот уж где Ривз казался докой. Видимо, все это погребли под собой обязательства, взваленные на режиссера вместе с удушающим бюджетом в 170 миллионов долларов.

Поэтому всю свою смекалку Мэтт Ривз расходует на одно — на то, чтобы нарисованные обезьяны максимально походили на всамделишных. И эта сторона фильма, конечно, проработана отменно, тут возразить нечего. Почти все прочие особенности картины вызывают прежде всего чувство разочарования в разных его стадиях.

Нельзя сделать по-настоящему интересный художественный фильм, в котором все главные герои — антропоморфные приматы.

Вы спросите: в чем же дело, ежели обезьяны тут такие крутые? А именно в том, что они обезьяны. Видимо, все-таки нельзя сделать по-настоящему интересный художественный фильм, в котором все главные герои — антропоморфные приматы. Если только не снимать такой фильм специально для макак и мартышек.

Когда в двадцатом веке ученые обучали шимпанзе языку жестов, люди многое узнали о мыслях, чувствах и вкусах своих ближайших родственников в царстве природы. В частности, выяснилось, что шимпанзе предпочитают фильмы про обезьян фильмам про людей. Так почему же мы должны поступать иначе? Тем более что в настоящей действительности животным еще очень далеко до социального доминирования.

Посмотреть расписание фильма «Планета обезьян: Революция» в иркутских кинотеатрах вы можете в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20140721/dawn/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля