С 4 сентября в прокате «Виноваты звезды» — экранизация трогательного романа о любви больных раком подростков.
Хэйзел (Шейлин Вудли) шестнадцать лет, но она знает о жизни куда больше, чем многие взрослые вокруг. Все потому, что эта девушка рано познакомилась со смертью: Хэйзел неизлечимо больна тяжелой формой рака. Болезнь на время затаилась, но грозит вернуться в любой момент. Девушка в прямом смысле не может вздохнуть полной грудью, вынужденна повсюду волочить за собой баллон с кислородом.
По настоянию матери (Лора Дерн), ежедневно пытающейся скрыть от дочери свой ужас жалким подобием ободряющей улыбки, Хэйзел начинает заниматься в группе психологической поддержки. Там она знакомится с невероятно жизнерадостным молодым человеком, помпезно представившимся как Огастус Уотерс (Энсел Эльгорт). У Огастуса ремиссия и оптимистичный прогноз от врачей, но вместо ноги — металлический протез.
«Виноваты звезды» — громкий книжный бестселлер. Экранизация такого рода книг не заставляет себя долго ждать. Снятый за 12 миллионов долларов фильм уже собрал по миру без малого 300 миллионов и стал одним из самых успешных проектов минувшего лета.
Финансовые показатели ничего не говорят о действительной ценности картины. Вот и «Виноваты звезды» с легкостью можно предвзято списать со счетов как очередную подростковую «слезодавилку».
Казалось бы, сочинить историю о любви с разной скоростью движущихся к смерти подростков — это пошло, сделать из этого фильм — пошло вдвойне. Но негативно настроенного зрителя ждет сюрприз: «Виноваты звезды» оказывается умнее, искреннее и честнее, чем большая часть кинофильмов, сравнение с которыми напрашивается в первую очередь.
В самом начале действительно кажется, что без особых смысловых потерь можно заменить рак на какой-нибудь, к примеру, вампиризм, — и в сюжете ровным счетом ничего не изменится. Самое сложное здесь — перетерпеть завязку, которая вышла все же чуть приторнее, чем следовало. Дальше будет интереснее.
В фильме затрагиваются важные темы, говорить о которых с экрана несовершеннолетней аудитории почему-то не принято.
Безусловно, «Виноваты звезды» — это обезоруживающая голливудская мелодрама и просчитанная романтическая история. Но подспудно в фильме затрагиваются на самом деле важные темы (может быть, единственно важные), говорить о которых с экрана несовершеннолетней аудитории почему-то не принято да и, пожалуй, некому.
Режиссер Джош Бун не боится брать на себя ответственность за воздействие на неокрепшие умы. С педагогической точки зрения картина безукоризненна: оберегая от чрезмерных нюансов и без того страшной темы, она ни разу не попадается на лжи, ничего не умалчивает и остается правдивой до конца.
Фильм несколько гламурен в изображении болезни. Он обходит стороной все медицинские подробности: химиотерапия, иголки, капельницы — все это есть, но где-то на самом краю кадра. Главные актеры с виду слишком лощенные и слишком здоровые, что очень раздражает поначалу, но находит оправдание в основной идее картины, которая заключается не в живописании ужасов смерти, а в изображении нехитрых прелестей жизни.
Наравне с прямолинейной лавстори поднимаются экзистенциальные проблемы личности. Герои боятся не физической боли и смерти, а душевных мучений и вечного забвения. Примириться с собственной смертью оказывается не так уж и сложно. Но всегда останется кто-то, кому не все равно, и что делать живым? Необходимо заново выстраивать отношения с миром, но непонятно как, никто вокруг не знает ответа и не даст подсказки.
До встречи с Огастусом Хейзел считала себя «гранатой, которая вот-вот взорвется» и решила для себя «минимизировать урон» и не завязывать никаких отношений. Но Огастус иного мнения. Он учит Хэйзел жить в моменте, потому что, возможно, этот момент — единственное, что у них осталось.
Каждая жизнь, сколько бы она ни длилась — это бесконечное множество прекрасных мгновений. Просто у каждого бесконечность своя: у кого-то она больше, а у кого-то меньше. Сколько раз мы переносили встречу с кем-нибудь, ссылаясь на несуществующие дела? Сколько раз откладывали «на завтра»? Но что делать, если этого завтра может не быть? У Филипа Дика в «Помутнении» было: «Будь счастлив сейчас, потому что завтра ты умрешь». Эти слова могли бы стать девизом Огастуса и Хэйзел.
Актеры Шейлин Вудли и Энсел Эльгорт очень подходят друг другу, отлично смотрятся вместе и чем-то неуловимо похожи. Они — основная и главная удача фильма. Эти ребята до неприличия симпатичны, и не поверить им просто невозможно. На их остроумных и умных диалогах удерживается не самый выдающийся в плане драматургии сюжет, вдвоем они «делают» фильм. Арифметика их отношений складывается из узнаваемых мелочей: одна любимая книжка, которой она поделится с ним, одно кодовое слово, понятное только двоим, и тысячи смс ни о чем и обо всем одновременно.
«Виноваты звезды» состоит из будничных сентиментальностей и грубоватых параллелей. Герои отправляются в Амстердам, чтобы встретиться с писателем-затворником, автором любимого романа Хэйзел, которого играет немного неуместный в этой истории Уиллем Дефо. В Амстердаме наступит переломный момент — и не где-нибудь, а в доме Анны Франк. Рак рифмуется с нацизмом, в заглавии — Шекспир, а в самый романтичный момент звучит пронзительный Вивальди. Но тем удивительнее, что эта мешанина из образов, имен и очевидных метафор собирается в настолько проникновенную картину, трогательную и чувственную, признаваться в симпатии к которой совершенно не стыдно.
Смотрите расписание фильма «Виноваты звезды» в кинотеатрах Иркутска в нашей киноафише.