Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Мозг и пудра

около 6 минут на чтение 13 комментариев
Мозг и пудра

Американка Люси (Скарлетт Йоханссон) отдыхала на Тайване, познакомилась с сомнительным типом, оказалась вовлеченной в доставку наркотиков корейскому мафиози (Чхве Мин Сик). Загадочный синий порошок, доставленный насмерть перепуганной курьершей, мафиози решает опробовать непосредственно на ней. В результате активность головного мозга Люси начинает прогрессировать не по часам, а по минутам. Одним мизинцем раскидав сотню негодяев, Люси выходит на связь со знаменитым биологом (Морган Фриман). Но даже у него нет прогнозов относительно того, к чему приведет растущее всемогущество барышни.

Кадр из фильма «Люси». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Люси». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Люк Бессон с первых своих лент был озабочен поисками совершенной женщины. Таковыми в его кинематографе поочередно становились Изабель Аджани, Анна Парийо, Милла Йовович и даже Мишель Йео. Дожив до седых волос, режиссер, кажется, наконец завершил свои поиски. Ибо более величественной, божественной, всеобъемлющей героини, чем Люси, не было не только в его фильмографии, но, возможно, и во всей истории кино. Едва ли не самая харизматичная артистка современности Скарлетт Йоханссон заведомо выглядела единственно допустимой кандидатурой на такую роль. Уж в этом отношении Бессон точно не прогадал.

Вопрос, прогадал ли Бессон во всем остальном, очень терзает бывалого зрителя до просмотра, но уже минуте на пятнадцатой фильма сомнений не остается: на сей раз режиссер попал в яблочко.

«Люси» — однозначно лучшая работа Люка Бессона со времен «Пятого элемента». Это именно то кино, которое поклонники его раннего творчества ждали годы и годы.

Понятно, что это не «Леон» — тот фильм был умным и пронзительным. И даже не «Пятый элемент» — он был смешнее. Можно сказать, что «Люси» для Бессона, примерно, как «Бесславные ублюдки» для Тарантино: не шедевр, но все равно триумф режиссерского стиля. Все, что вы хотели увидеть в исполнении Люка, а он стеснялся показать. Да, видно, приметил, какую тягомотину нынче снимают в Голливуде — и раскрепостился.

Кадр из фильма «Люси». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Люси». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Это важный момент: «Люси» — кино не только абсолютно безбашенное, но и максимально непосредственное. Оно будто напрашивается на обвинения в тупости, неразборчивости в средствах, склонности валить все в одну кучу и заискивании перед всеядным обывателем. Но зато Бессон возвращает нам здесь главное — зрелище, не отягощенное никакими довесками «философии», «психологии», «социологии». Развлекательному кинематографу все это чуждо, а пресловутый Голливуд никак не уймется с попытками преодолеть эту незыблемую истину. При таком положении вещей артистка Йоханссон действительно покажется богиней, а картина «Люси» — гимном киноискусству.

Кадр из фильма «Люси». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Люси». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Главный трюк, который проделывает здесь режиссер, поистине головокружителен. Обладая идеальным темпоритмом и бесперебойной занимательностью, фильм «Люси» при этом чудовищно нелогичен, фантастически нелеп и катастрофически глуп.

Однако Бессон заворачивает свое ущербное повествование сразу в десять одеял псевдонаучности. Чего стоит одна только вводная лекция героя Моргана Фримана, от которой отвалится челюсть у доброй половины посетителей кинотеатров.

Штука именно в том, что «Люси» может преловко затуманить иному зрителю сознание той абракадаброй, на которой целиком строится здешний сюжет (все равно остающийся простым, как мычание). Сама основная идея фильма настолько несуразна, что ее как-то даже неловко озвучивать в рецензии. Чего доброго, какой-нибудь читатель презрительно фыркнет и решит, что на картину «Люси» ни в коем случае не стоит идти.

Тогда как дело, друзья, обстоит совершенно иначе — идти стоит и даже следует. Вы такого еще не видели, даю голову на отсечение. Кстати, насчет головы: хотя слово «мозг» звучит в этом фильме чаще, чем какое-либо другое, большинству перед просмотром будет нелишним «отключить» сей орган. И тогда наверняка в душе вашей запляшут облака, и из зала вы выйдете счастливым, как кузнечик, запиликавший на скрипке.

Кадр из фильма «Люси». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Люси». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Конечно, затасканный совет насчет предварительного «отключения мозга» слишком часто используется не по назначению. Например, по отношению к легиону «деревянных» кинокомиксов, в которых нет ничего ни для ума, ни для сердца. «Люси», как бы пафосно это ни прозвучало, снята именно «для сердца». Умом данную картину не понять, но в нее довольно несложно поверить. Верили же мы в Уму Турман, убивающую Билла, в бегущую Лолу, в ангелов Чарли. Лента «Люси» — достойная продолжательница этих славных образчиков безумного жанра, который можно определить тарантиновским словосочетанием «смертоносные гадюки». Только сюда необходимо ввернуть еще один эпитет: хоть и смертоносные, но неизменно прелестные.

Однако «новое слово», которое сказал этим фильмом Бессон, все-таки выделяет «Люси» даже из сонма упомянутых киносказок. Как прошлогодняя работа режиссера, «Малавита», была своего рода пародией на гангстерские фильмы, так и «Люси» можно воспринимать в качестве остроумного высмеивания штампов авторского кино, артхауса. «Люси» откровенно перекликается и с «Космической одиссеей 2001 года», и с «Древом жизни», и с недавней «Нимфоманкой». Если воспринимать фильм в таком контексте, то тогда к нему окажутся неприменимы и обвинения в глупости. Не станем же мы называть скудоумной гениальную пародию «Аэроплан».

Кадр из фильма «Люси». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Люси». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Впрочем, «Люси» — все-таки стопроцентно бессоновская картина, несмотря на все отсылки к зубрам фестивального синематографа. Просто доселе Бессон позволял себе сразу столько легкомысленного глумления и азартной беззаботности лишь в своих продюсерских работах. А «Люси» — это как бы первый продюсерский проект Люка, который он целиком решил выпестовать сам, без привлечения сторонних режиссеров. И получилось то, что получилось — идеальный попсовый блокбастер. Бойкий, хлесткий, лаконичный, по-хорошему чокнутый. Безупречное развлечение с забавными (возможно, издевательскими) претензиями. Апофеоз бессоновской бессовестности. Почаще бы именитые режиссеры позволяли себе такие восхитительно бесстыдные выходки.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20140915/lusy/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля