Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Два одиночества

около 7 минут на чтение 7 комментариев
Два одиночества

В иркутских кинотеатрах показывают «Новую подружку» — свежий фильм Франсуа Озона про странную жизнь современных европейцев среднего класса.

Клэр (Анаис Демустье) впадает в депрессию от тяжелой утраты — болезнь унесла ее лучшую подругу Лору, с которой они с детства были вместе и в горе, и в радости. Лора умерла, оставив мужа Давида (Ромен Дюрис) и маленькую дочь.

Спустя какое-то время после похорон Клэр, набравшись храбрости, забегает проведать Давида и девочку, но встречает в доме незнакомку в одежде покойной Лоры и с ребенком на руках. «Незнакомка» голосом Давида говорит, что все в полном порядке и сейчас он все объяснит.

Кадр из фильма «Новая подружка». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Новая подружка». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Мужчина в образе женщины для многолетней истории кинематографа, прямо скажем, не в новинку. В кино известно множество женских персонажей (в основном комических), сыгранных мужчинами, — от Тони Кертиса и Джека Леммона в картине «В джазе только девушки» до Дастина Хофмана («Тутси») и Робина Уильямса («Миссис Дауптфайр»). В какой-то момент карьеры в женщин переодевались, кажется, все звезды Голливуда, начиная с Арнольда Шварценеггера и заканчивая Эдди Мерфи. Советских и российских актеров, стоит заметить, игры с переодеванием также не миновали.

В современном кино тема травести стала менее комичной и более политизированной, псевдо-острой и якобы дискуссионной. Из действительно запоминающихся ролей можно отметить Киллиана Мерфи в «Завтраке на Плутоне» и Джареда Лето в недавнем «Далласском клубе покупателей».

Тема травести себя изживает. Франсуа Озон опоздал с «Новой подружкой» минимум лет на двадцать—двадцать пять.

В трепетно любимом Франсуа Озоном европейском (в частности, французском) кинематографе с подобного рода темами наигрались уже давно. Озон, как и его испанский коллега Педро Альмодовар, блуждает по островкам чьей-то чужой памяти, натыкается в тумане на смелые когда-то мысли и облекает их в скучные фильмы.

Кадр из фильма «Новая подружка». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Новая подружка». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Зарекомендовавший себя как провокатор и исследователь интимной сферы жизни человека, Франсуа Озон всегда ощущал тяготение породившей его буржуазной среды. В отличии от Ларса Фон Триера, который куда больший провокатор и при этом куда больший художник, от фильмов Озона (даже от самых откровенных) исходит какая-то внутренняя робость и зажатость, мешающая режиссеру заговорить во весь голос.

Присутствует это и в «Новой подружке», робким шепотом рассказывающей историю возникновения чувства между несчастной Клэр и еще более несчастным Давидом. Сначала их сводит любовь к одной и той же девушке, позже объединяет общая тайна и возможность быть собой наедине с кем-то другим. На этом все откровения сценария тихо растворяются в воздухе, не оставляя после себя ничего.

От фильмов Озона исходит какая-то внутренняя робость и зажатость, мешающая режиссеру заговорить во весь голос.

Озон играючи переходит из одного жанра в другой, дольше всего застревая в однообразной комедии, завязанной на нелепом облике переодетого Давида, слишком женственного и хрупкого в образе мужчины и слишком «мужиковатого» и грубого в образе женщины. Француз Ромен Дюрис — крупная звезда у себя на родине, популярный и знаменитый актер, — проявил настоящее мужество не только тем, что согласился на эту роль, но и тем, что до последнего не скатывается в вульгарность. Впрочем, в череду ярких образов-травести актер войдет вряд ли.

Кадр из фильма «Новая подружка». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Новая подружка». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Актриса Анаис Демустье, главная надежда современного французского кино, играет нетипично невзрачную для фильмов Озона героиню. Клэр словно не распоряжается своей жизнью, ведомая то подругой, то мужем, то новой «подругой». В традициях европейского кино формированию личности Клэр послужил бы вызов обществу, громкое и уверенное заявление о себе, рожденное в муках и давшееся ценой чего-то прежде иллюзорно важного. В «Новой подружке» режиссер отступает от этого шаблона, но ничего не предлагает взамен, чем лишает фильм структуры, делая его очертания расплывчатыми и смазанными.

Кадр из фильма «Новая подружка». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Новая подружка». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Внезапное признание Франсуа Озона российскими киноманами всегда было загадкой. Но этого режиссера у нас действительно любят и, скорее, вопреки, нежели за что-то конкретное. Озон привозит свои фильмы в обе наши столицы всегда лично и каждый раз срывает овации зрителей на премьерных показах. Было так и в этот раз, что странно даже вдвойне, учитывая отношение у нас в стране ко всей европейской толерантности (а фильм целиком о ней).

Если подумать, то причины этого вполне прозаические. Озон незаметно перестал быть явлением хоть сколько-то резонансным (если и был им когда-нибудь) и превратился из молодого и подающего надежды кинематографиста-бунтаря в очередного скучного европейского режиссера, осторожно выкрикивающего из-за шатких оставленных всеми баррикад о каких-то там ценностях и свободах, которые давно перестали кого-то серьезно волновать. Потому сегодняшняя традиционная Россия — единственная, пожалуй, субстанция, в которой он еще как-то смог бы серьезно резонировать.

«Новая подружка» — это почти фильм ужасов для любого нашего сознательного гражданина, играющий не на пользу просвещения, расширения сознания и внедрения «европейских ценностей», а, наоборот, подстегивающий самые дикие предрассудки о «загнивающем Западе».

В сюжет будто специально вводится ребенок, оказывающийся в центре происходящего безобразия. Вот тут-то становится как-то уже не по себе, но ненадолго.

Кадр из фильма «Новая подружка». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Новая подружка». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Разочарованием становится то, что от истории на самом деле не исходит никакого ощущения опасности. Привычный и подконтрольный Озону буржуазный мирок с загородными виллами, богатыми апартаментами и красным родстером с откидной крышей не испытывается на прочность, не ставится на карту и не грозится быть утерянным. Он превращается в некую герметичную и безопасную среду обитания героев, условность и данность которой перечеркивают любые намеки на драматизм или трагизм происходящего.

Риск в фильме мелок и незначителен — пройти в образе женщины по магазинам или сбежать в обеденный перерыв к странной «подруге», чтобы коллеги не застукали. «Новая подружка» становится рифмой слову «скука»: она здесь движущий мотив персонажей, но она же и не дает раскрыться актерам в полную силу, не ставя препятствий, которые можно было бы преодолеть. Озону и самому будто все это давно скучно и постыло, вот только, как и его герои, как остановиться, он не знает.

Посмотреть расписание фильма «Новая подружка» в кинотеатрах Иркутска вы можете в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20141117/amie/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля