Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Предпоследние «Голодные игры»

около 6 минут на чтение 12 комментариев
Предпоследние "Голодные игры"

В иркутский прокат вышла первая часть фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница» — предпоследняя серия культовой франшизы последних лет.

После того, как повстанцы с боем отбили Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) у извергов Капитолия, смелую девушку решают сделать символом революционного движения — Сойкой-пересмешницей. И вот уже сама президентша революционной республики Альма Койн (Джулианна Мур) влюбленно смотрит на Китнисс и умиленно восклицает: «Ну что бы мы без нее делали!».

Пока «Голодные игры» неторопливо движутся от серии к серии, Голливуд успел «наплодить» столько похожих, но не слишком удачных фильмов, что отношение к первопроходцу не могло не поменяться в лучшую сторону. Да, даже у тех, кто изначально взирал на эти «Игры» с неодобрением, как, например, ваш обозреватель.

Что ж, после ряда ничтожных фильмов-подражаний («Дивергент», «Посвященный», «Бегущий в лабиринте») кому угодно станет понятно: «Голодные игры» — это явление. И не только из-за могучей лицедейки Дженнифер Лоуренс и хора больших американских артистов у нее за спиной. Есть подозрение, что и автор книжной серии-первоисточника Сьюзен Коллинз — не самая плохая писательница.

Кадр из фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Это были комплименты франшизе в целом. Конкретный фильм — сплошной недостаток. Лучше бы не было никакой первой части, а зрителям сразу показали бы заключительную серию. Впрочем, подобные желания — это уже утопия.

Первая часть «Сойки» по сути является камерной пьесой, которую легко можно разыграть в четырех стенах. Да почти так оно и происходит. Вы жаждали снова увидеть Китнисс в действии? Увы, в этот раз вам ничего не светит, ибо «Сойка—1» — не что иное, как фильм про «говорящие головы». Этакое ток-шоу, завернутое в киноформат.

Разделение последней серии «Игр» на две части — столь же отвратительный продюсерский поступок, как и троекратное дробление «Хоббита» Питера Джексона.

Создателям — в два раза больше денег, зрителям — в два раза больше негатива. Имеются в виду обычные, рядовые посетители кинотеатра, а не рьяные фанаты Китнисс или Коллинз. Уж такая-то публика была бы не против и четырех двухчасовых серий «Сойки». Но Голливуд вновь попытался одновременно угодить гикам и тем, кто просто следует велениям рекламы и моды.

Кадр из фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В картине правят бал постоянные, но пока что не сбывающиеся обещания чего-то большего и уже привычная гламурно-тоталитарная атмосфера. И каждая из этих черт успешно делает свое дело. Да, наверное, на такое можно смотреть, открыв рот. Но стоит понимать, что если сие действие вас захватило, то это разыгралась фантазия не у авторов, а лично у вас. Что, разумеется, похвально, однако вовсе незачем переносить богатства вашего внутреннего мира на хватких голливудцев, откровенно тянущих резину. Ибо в «Сойке—1» они только этим и занимаются. И да, это тоже требует определенного таланта, но, пожалуй, не такого, который заслуживает наших с вами аплодисментов.

Впрочем, самое лучшее отношение, которое можно заранее выработать в себе по отношению к данной премьере, — это мысленно пожурить жуликов-продюсеров, а потом пойти и все-таки просмотреть картину, ни на что особенное не рассчитывая. Для галочки. А точнее ради того, чтобы все было понятно в заключительной части, которая выйдет через год. Уж там-то точно найдется, на что поглядеть.

Кадр из фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Картина «Сойка-пересмешница. Часть 1» легко может напомнить бывалому читателю литературное направление середины 20 века под названием «антироман». Так обозначались книги, в которых абсолютно ничего не происходило. Действие отсутствовало, а взамен предоставлялась ловкость рук автора-экспериментатора, умудряющегося чем-то все-таки заполнять объем.

В «Голодных играх», понятно, никакого экспериментаторства нет и в помине. Тем не менее именно новейшей части франшизы идеально подошло бы определение «антифильм». И при желании это даже можно расценивать как своеобразный комплимент. Ведь все-таки этот «антифильм» язык не повернется назвать, например, отвратительным, безмозглым или хотя бы самодовольным. Нет, здесь повсюду царит умеренность, не придерешься. Блаженно-ровное течение картины погружает расслабившегося зрителя почти что в медитацию.

Оживляться предстоит нечасто. Сначала можете полюбоваться на харизматические ухмылки покойного Хоффмана и обаятельные улыбки вечнозеленой мадам Мур. В середине прилетят бомбардировщики — вот вам и долгожданная экшен-сцена. Но уже на сколько-нибудь острые моменты, связанные с темой любовного треугольника, рассчитывать не следует. Присутствие этого треугольника легко и не заметить, до того вяло он тут прочерчен.

Кадр из фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

К сомнительным, но все-таки достоинствам фильма можно отнести его повышенную «идейность». Слушаешь топорные революционные речи героев, а сам тем временем воскрешаешь в голове краткий курс истории ВКП (б) или, допустим, драматические события 1789 года. Довольно полезное времяпрепровождение.

Кстати, авторы по понятным причинам проявляют куда большую осведомленность в вопросах не мятежа, но пиара. Их революционные тезисы — сплошная Филькина грамота, но уж в промоутерских делах они спецы. Так что наиболее убедительно выглядят сцены, в которых из Китнисс лепят «самую стильную мятежницу в истории».

А когда нашу милейшую Сойку съемочная группа принимается обучать экспрессивной актерской игре, это вызывает острую ассоциацию с прекрасным советским фильмом «Гори, гори, моя звезда!», где Олег Табаков очень похожим образом подготавливал Елену Проклову для ее воплощения в светлый образ Жанны д'Арк.

Свой Табаков есть и в «Голодных играх». Конечно, это всеобщий любимец Вуди Харрельсон. Одна беда: Вуди возникает здесь на полминуты, чтобы метко сыронизировать по поводу актерских способностей Китнисс («Вот так и проваливаются революции!») и удалиться из кадра ровно на год. Конечно, за эту подачку авторов тоже сложно благодарить.

Что ж, наверное, даже самая удачная франшиза имеет право на одну неудачную часть. Вот только раньше, в более логичные времена, после подобного незадавшегося эпизода продолжений уже не было. Избыточно корыстный двадцать первый век внес свои коррективы и в это, когда-то незыблемое, правило.

Посмотреть расписание фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1» в кинотеатрах Иркутска вы можете в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20141124/mockingjay/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля