Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Крестьянская баллада

около 7 минут на чтение 16 комментариев
Крестьянская баллада

В иркутский прокат вышел фильм «Василиса» (16+) — романтический боевик про Отечественную войну 1812 года.

Крепостная крестьянка Василиса (Светлана Ходченкова) крутит любовь с барином Иваном (Дмитрий Соломыкин), но не по делу разобидевшись на него, выходит замуж за сельского старосту (Игорь Черневич). Летом 1812 года Наполеон вторгается в Россию, и понурый барин, как Андрей Болконский, идет на войну, дабы залечить там любовные раны.

Тем временем французы убивают Василисиного мужа, и она становится предводительницей партизанского отряда. Встреча усатого гусара Ивана и его доблестной дворовой девки Васьки неминуемо произойдет в лесу, знакомом обоим с детства.

«Василиса» должна была выйти два года назад — к юбилею Отечественной войны с Бонапартом. Создатели не успели в срок, зародив в доверчивом зрителе предвкушение чего-то грандиозного. Хотелось думать, что непозволительную задержку можно объяснить и извинить только перфекционизмом авторов и, соответственно, безукоризненным результатом.

Кадр из фильма «Василиса». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Василиса». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

То, что у французов могло обернуться общенародным блокбастером типа «Жанны д’Арк» Люка Бессона, у нас, русских, привело к появлению рядового патриотического боевичка, не сулящего ни кассовых сборов, ни зрительского признания. Впрочем, при просмотре «Василисы» не возникает желания выйти из зала. По нынешним отечественным меркам и это, наверное, следует считать достижением.

В картине нет ни тошнотворной фальши, свойственной последним постановкам Никиты Михалкова, ни спецэффектной каши а-ля Тимур Бекмамбетов. Конечно, возня с оккупантами несколько напоминает богомерзкий «Сталинград» Федора Бондарчука. В остальном же «Василиса» не раздражает и не шокирует.

Разве что утомляет, потому что настоящей занимательности здесь нет. Есть умеренность и аккуратность, а это не совсем те добродетели, которыми в первую очередь должен быть наделен исторически-мелодраматический боевик.

Кадр из фильма «Василиса». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Василиса». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Фильм поставил телесериальный режиссер Антон Сиверс, до этого снявший три неправдоподобно плохих кинофильма («Поцелуй бабочки», «Качели» и «Дом на обочине»). «Василиса» стала его первой картиной, которую по крайней мере не стыдно смотреть.

Действие романтического боевика все время балансирует на лезвии ножа, но по-настоящему так ни разу и не оступается. Любители позлорадствовать над нашими горе-киношниками останутся разочарованы; случайный же зритель, возможно, будет приятно удивлен.

Главное достоинство «Василисы» — это, конечно, Светлана Ходченкова, пожалуй, наиболее талантливая современная русская актриса. То, как в фильме трактуют полумифическую женщину Василису Кожину, сомнительно во всех отношениях, но Ходченковой веришь: могла быть и такая крестьянка, отчего бы нет?

Кадр из фильма «Василиса». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Василиса». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Создателям не стоило брать за образец эту самую Кожину. Достоверных исторических сведений о ней практически нет, а то, что известно, в лучшем случае тянет на газетную заметку «Злая баба наказала оккупанта». На этом скудном материале авторы фильма выстраивают сознательный апокриф, народный лубок во славу русской женщины как таковой — хрестоматийной бой-бабы, останавливающей на скаку коня, а затем мчащейся на нем тушить горящую избу.

Антиподом не только Василисы, но и самой артистки Ходченковой является здесь безвестный и ничем не впечатляющий актер Жером Кузан, явно взятый в фильм только для того, чтобы в нем был хоть один настоящий француз. При этом его злодейскому персонажу зачем-то дали фамилию знаменитого французского режиссера — Блие. Функция у Блие в картине одна — соединять и снова разъединять пылкие сердца гусара и крепостной.

Кадр из фильма «Василиса». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Василиса». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

У Тарантино таких героев играют люди калибра Леонардо Ди Каприо, Сиверсу же за глаза хватило и Кузана. Вы спросите: при чем здесь Тарантино? А при том, что режиссер, без сомнения, неровно дышит к творчеству заокеанского коллеги. В «Поцелуе бабочки» присутствовали смехотворные аллюзии на «Убить Билла». При работе над «Василисой» Сиверс, кажется, вдохновлялся последними постановками кумира — «Бесславными ублюдками» и «Джанго освобожденным». Из «Ублюдков» тут заветная формула «Убить Гитлера — и конец войне!» (с заменой фюрера на Наполеона) и общая атмосфера антиисторического балагана.

Только Тарантино снимал почти комедию, а Сиверс — практически трагедию. Одинаковый подход к противоположным жанрам озадачивает прежде всего тем, что в «Василисе» нет комического элемента даже такого сорта, который в обилии есть у позднего Михалкова.

Кадр из фильма «Василиса». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Василиса». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

От «Джанго» же здесь не столько тема разлученных влюбленных, сколько мотив рабства, в котором пребывает главная героиня. Кстати, как и тарантиновская рабыня-негритянка, Василиса в совершенстве владеет заморским наречием (в данном случае французским). Несмотря на образованность и живой ум, в начале фильма ее все-таки слегка третируют господа помещики. Подоспевшие вскоре вояки-лягушатники и вовсе не станут с ней церемониться. Сцена, в которой оккупанты секут Кожину хлыстом по соблазнительной спине, окончательно выдает похвальные художественные пристрастия режиссера.

Компьютерной кровищи в «Василисе» вообще на удивление много, учитывая рейтинг «12+» и финансирование производства средствами из государственной казны. Обычно фильмы, снятые по госзаказу, отдают куда большей казенщиной.

Кадр из фильма «Василиса». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Василиса». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В целом «Василиса» — довольно сдержанное кино. Это не позволяет ему стать хотя бы маленьким событием в российской культурной жизни. Шумиху у нас обычно поднимают вокруг вопиюще наглых и бездарных произведений. А Сиверс — это обыкновенная серость, то есть далеко не противоречивый Михалков. Посмотрели, позевали, полюбовались на Ходченкову, вспомнили, что «были ж схватки боевые», разошлись по домам. Рутина, да и только.

Полвека назад, к 150-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, Эльдар Рязанов снял свою «Гусарскую балладу». На создание фильма ушло немного времени, но все равно получился шедевр на все времена. И даже в отношении правдивости рязановская музыкальная комедия выигрывает у опуса неповоротливого Сиверса. Героиня «Баллады», как известно, была списана с кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Образ Василисы Кожиной в «Василисе» — выдумка от начала до конца. И все же не станем корить режиссера за серьезность его выдумки. В конце концов, не приведи нас Бог увидеть еще одну современную русскую комедию на подобную тему.

Смотрите расписание фильма «Василиса» в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20141208/vasilisa/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля