Путешествие хоббита Бильбо Бэггинса (Мартин Фриман) и компании гномов к Одинокой горе подходит к концу. Несметные богатства гномов отбиты у злобного дракона Смауга (тот крушит теперь деревню где-то неподалеку), и Торин Дубощит (Ричард Армитедж) вот-вот станет полноправным королем.
В это время Бард Лучник (Люк Эванс) исполняет свою важную роль, после чего встает во главе людей и ведет их к гномьей горе за обещанной долей. Претензии на сокровища предъявляют и подоспевшие эльфы во главе с высокомерным владыкой Трандуилом (Ли Пейс). Ослепленный златом Торин делиться не хочет и готовится к осаде.
Тут, в обычной для него манере, появляется волшебник Гэндальф (Иэн МакКеллен) и сообщает, что приближается орда орков, вожак которых тоже имеет определенные планы на гору. Так начинается легендарная «Битва пяти воинств» и заканчивается грандиозная афера Питера Джексона под названием «Хоббит».
Аудитория «Хоббита» с того самого момента, когда было объявлено о трилогии, разделилась на две половины: те, кто не понимал, о чем можно снимать три фильма, когда в книге три сотни страниц крупным кеглем, видел в планирующемся мероприятии одну лишь откровенную жажду наживы и искренне негодовал по этому поводу, и те, кому было все равно. В кино покорно пошли и те, и другие (миллиардные сборы каждого фильма тому доказательство), но ситуацию это не поменяло ничуть: получать удовольствие от «Битвы пяти воинств» можно только в том случае, если вам все равно.
Джексон — небожитель пантеона режиссеров-первопроходцев, изменивший когда-то облик кино, высоко подняв уровень фантастического блокбастера. Сегодняшняя его деятельность ни в коем случае не халтура, но, как ни горько признавать, лишь способ заработать: начиная от ненужного дробления на три фильма и заканчивая крайне спорной технологией 48 кадров в секунду вместо привычных глазу 24 (зато позволяющей обосновать выросшую стоимость билета), продаваемой им, как логическое развитие застрявшего на этапе перехода к звуку и цвету кинематографа. Когда-то теми же формулировками продвигали тупиковую технологию 3D, не ставшую за эти годы ни лучше, ни удобнее.
Сегодняшняя деятельность Питера Джексона ни в коем случае не халтура, но, как ни горько признавать, лишь способ заработать.
Фильм «Пустошь Смауга» подготовил зрителя к заключительной ленте. Из первоисточника там было от силы треть всех показанных событий, а здесь, кажется, нет и десятой части. Историю из книги, говоря откровенно, можно было закончить за полчаса (пускай за час, отдав при этом большую часть времени под эпичную битву, о которой позже). Но Джексон, глупо ожидать иного, остается верен себе и проверенной еще на «Властелине колец» схеме — не менее двух с половиной часов в театральной версии (и до часа сверху в режиссерской).
Все проблемы нового джексоновского переосмысления Толкина давно озвучены и остаются неизменными. Высосанные из пальца сюжетные линии, чрезвычайно пристальное внимание к персонажам и событиям, которым в книге уделялось ровно предложение или брошенная кем-то фраза, бесконечные отступления и совсем уж надуманные страсти, вроде бестолковой и ненужной любовной линии между гномом Кили (Эйдан Тернер) и эльфийской красавицей Тауриэль (Эванджелин Лилли), криво-косо складывающейся в треугольник с заметно обрюзгшим со времен «Властелина колец» Леголасом (Орландо Блум).
Когда нужно чем-то занять время, Джексон превращается в искуснейшего риторика, прибегая ко все новым повествовательным трюкам. Он добавляет психологизма. Охватившее Торина безумие было бы по своему драматизму достойно величайших греческих трагедий, не разрешайся бы оно за пять минут и весьма, к тому же, сомнительным образом. Он разыгрывает мольеровскую комедию: бывший слуга бургомистра Альфрид (Райан Гейдж) выставляется кривым зеркалом людских пороков: алчный, трусливый, угодливый, изворотливый человечишка, но бесконечно неуместный среди происходящего, он исчерпывает свою роль задолго до исчезновения персонажа с экрана и в оставшееся время просто раздражает.
Среди шатких сюжетных конструкций затерялся хоббит Бильбо, одиноко и неприкаянно слоняющийся в кадре. Грандиозный «Властелин колец» был в какой-то степени о том, что самые важные события могут случаться с маленькими людьми, а главные победы — не те, что одерживают тысячные армии, а те, что происходят внутри. Джексон отлично ухватил это в своей первой трилогии: персонаж Элайджа Вуда развивался и рос на протяжении всех фильмов. И, как и многие прочие удачные моменты, режиссер попытался в каком-то виде спроецировать это же на «Хоббита». Но Бильбо, в отличие от его героического племянника Фродо, в этой истории особенно и нечем-то терзаться, а тот выпавший на его долю моральный выбор остается ненужным и незначительным.
«Битва пяти воинств» не удивляет, ей нечем удивить.
Джексон, чего у него не отнять, всегда ставил своей задачей поразить зрителя в самое сердце и восхитить его до самых слез. До сегодняшнего дня режиссер успешно с этим справлялся. «Нежданное путешествие» поражало одним лишь фактом возвращения в сказку, в «Пустоши Смауга» восхищал дракон. Но к последнему фильму у создателей не осталось книжных источников вдохновения. «Битва пяти воинств» не удивляет, ей нечем удивить.
Основная часть фильма — та самая битва, показанная скомкано и урывками, что нехарактерно для Джексона. В кинематографической истории Средиземья были битвы гораздо эпичней, с большим величием и оправданным пафосом. Питер Джексон все еще лучше кого-либо иного в Голливуде ставит батальные сцены, но, кажется, впервые за свою карьеру он делает это столь небрежно. Пяти армиям мало места на отведенном им пятачке (география Средиземья вообще здесь сузилась фантастически — все локации словно в двух шагах друг от друга), а сражение становится местечковой потасовкой, в которой в общем-то нет никакого величия. Дуэльные же схватки героев недостаточно яркие и не врезающиеся в память, несмотря на неизменную хореографическую мощь постановки.
Происходящее не тянет на грандиозное решающее сражение, не вызывает необходимого душевного трепета, не служит переходом к возвышающему финальному катарсису, который долгой симфонией звучал в концовке «Возвращения короля», и о чем здесь и близко не идет речи. Необходимый эпилог на этот раз забыли написать. «Битва пяти воинств» имеет редкое для Средиземья ровное дыхание и заканчивается даже слишком быстро, но бездушно, ведь зритель успел настроиться на долгое ритуальное прощание с соблюдением всех положенных почестей.
К концу «Хоббита» умирает главным образом режиссерский талант Джексона — настолько все механически-бездушно, инстинктивно и рефлекторно, и, почему-то, более не вызывает уважения. Творца сменил ремесленник, мастеровитый профессионал, работа которого ценится неизмеримо высоко и пользуется спросом, но воспринимается как должное. Потому, наверное, созданный этим новым Джексоном «Хоббит» по ощущениям походит больше не на сказку, а на праздник, который ты так долго ждал, но который прошел мимо.
Смотрите расписание фильма «Хоббит: Битва пяти воинств» (12+) в нашей киноафише.