Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Вся наша жизнь — кино

около 6 минут на чтение 8 комментариев
Вся наша жизнь -- кино

Фильм «Бердмэн» (16+) — рекордсмен уходящего киносезона по числу наград и номинаций и один из основных претендентов на звание лучшего фильма премии «Оскар».

В 1990-е годы актер Ригган Томпсон (Майкл Китон) прославился ролью супергероя Бердмэна и последние двадцать лет пытается от этой славы отделаться. Последняя возможность оставить в прошлом ненавистное ему амплуа — поставить бродвейский спектакль по пьесе классика, в котором Ригган — и режиссер, и автор адаптации, и главный актер.

До премьеры остается несколько дней, и вокруг главного героя царит хаос. Дочь-наркоманка (Эмма Стоун) постоянно обвиняет Риггана во всем на свете, напыщенная приглашенная звезда (Эдвард Нортон) не поддается контролю, а главная актриса (Наоми Уоттс) периодически впадает в истерики по поводу своей никчемности. Почуяв запах крови, неподалеку кружит акула пера из «Таймс», готовая растерзать постановку в своей колонке, а в голове у Риггана не замолкает и настойчиво требует к себе внимания голос Бердмэна.

Кадр из фильма «Бердмэн». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Бердмэн». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту в этом году оказался темной лошадкой. Непредсказуемый маневр от фирменных фестивальных мелодрам к камерной комедии про театральные подмостки вывел Иньярриту на неизведанные тропы. И составить ему конкуренцию здесь просто некому, по крайней мере, в забеге уходящего сезона.

«Бердмэн» — фильм удивительный и ни на что не похожий, несмотря на то, что в нем ни минуты без угадываемой цитаты или легко считываемой отсылки как к кинематографу, так и к жизни всего актерского состава. Восхищает это кино своим виртуозным исполнением: имитацией одного бесконечно долгого плана без затемнений и монтажных склеек, снятого парящей камерой, мечущейся под нервное барабанное соло в тесных коридорах театра и на душных улицах переполненного Нью-Йорка.

Ритм «Бердмэна» — это экспрессивный ритм «здесь и сейчас», который не отпускает после просмотра. Какое-то время все вокруг воспринимается совершенно иначе. Сдвиг восприятия инициирует оператор Эммануэль Любецки, в прошлом году отмеченный «Оскаром» за «Гравитацию», снятую им в сотрудничестве с еще одним режиссером мексиканского происхождения — Альфонсо Куароном. Любецки — один из немногих операторов, работа которого узнается безошибочно и который не боится экспериментировать и существовать вне рамок негласно принятого формата.

Кадр из фильма «Бердмэн». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Бердмэн». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Неожиданно Иньярриту занимает в «Бердмэне» радикальную позицию относительно киноиндустрии. Тяжеленным катком он проезжается по блокбастерам, по капризным звездам, по отупевшим зрителям и по ослепшим критикам, выставляя всех в самом невыгодном свете. Они сотворили свой дьявольский универсум, в котором каждому отведена единственно возможная для него роль, а отказаться от нее нельзя — нарушение контракта. Стоит набраться смелости и сорвать с себя смехотворный пернатый костюм, к тебе тут же пришьют уродливый клюв и восстановят порядок.

Актеров, режиссеров, продюсеров, а с ними критиков и зрителей затягивает в безвременную и безжизненную воронку под названием «кино». Пускай вокруг кипит жизнь, но это лишь симуляция, фальшивая имитация. Бесконечные репетиции, съемки, выступления, рецензии, киносеансы — суррогат, подделка. Жизнь — это то, что происходит снаружи, но застилающая глаза слава или желание ее разделить не дают этого увидеть. Однажды утром ты просто откроешь глаза и поймешь, что вся жизнь прошла в коллективной иллюзии, выхваченной проектором на темном экране.

Впрочем, на этот раз режиссер не впадает в восторженную патетику и не упивается несчастьями героя, как было в его предыдущем, запредельном по мрачности, «Бьютифуле». Задача поставлена иная — разделаться с косноязычием, инвертировать каждое «как надо» на «как не надо» и перетряхнуть изрядно запылившуюся систему ценностей кинематографа, подспудно стирая границу между авторским и зрительским кино.

Кадр из фильма «Бердмэн». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Бердмэн». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Иньярриту руководит разум. Несмотря на заигрывания с формой и содержанием, он остается рациональным и потому до конца формулирует мысль, которую не смогли додумать тематически близкие сюрреалист Линч во «Внутренней империи» и абсурдист Чарли Кауфман в «Нью-Йорк, Нью-Йорк»: лицедейство, актерство — это тяжелейшая, не поддающаяся лечению деформация личности, а желание прославиться — разъедающая душу мания.

Невероятную работу проделали все актеры без исключения. Майкл Китон, лицо которого до «Бердмэна» мало бы кто вспомнил, блистает на экране всеми гранями таланта и переживает вторую молодость. Эдвард Нортон — выше всяческих похвал, его выступления украшают фильм, это лучшая его работа за годы. Уоттс и Стоун прекрасны каждая по-своему (первая прекрасна при любых обстоятельствах). Неожиданно удивил комик Зак Галифианакис, чьи герои-придурки обычно вызывают легкий приступ тошноты; здесь он в положительном смысле неузнаваем.

Просмотр «Бердмэна» — исключительный опыт, редкая и вместе с тем относительно безболезненная для массового зрителя возможность увидеть, что всего в шаге от бездушных IMAX и 3D или от скучно исполненных «умных» артхаусных картин, снятых по шаблону для показов на фестивалях и понятных узкому кругу критиков, может существовать другое кино и другие выразительные средства. Это не просто новые впечатления. Это полная вовлеченность, настоящее обновление застывших кинорецепторов, заставляющее переосмыслить причины, по которым мы любим кино как таковое.

Смотрите расписание фильма «Бердмэн» в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150126/birdman/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля