Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Мир без Бога

около 6 минут на чтение 114 комментариев
Мир без Бога

«Левиафан» (18+), без сомнения, стал самым обсуждаемым фильмом режиссера Андрея Звягинцева и одной из самых нашумевших российских картин за последние годы. Огромное количество призов кинофестивалей различного уровня, включая Каннский и «Золотой глобус», номинация на «Оскар», личное внимание министра культуры Владимира Мединского, запрет проката в России из-за ненормативной лексики и в довершение — «слив» пиратской копии в интернет, которую посмотрели около четырех миллионов человек. Такого успеха у отечественного кино не было давно.

Разумеется, разговоры о коммерческом успехе картины при таких достижениях отходят на второй план. Думается, сейчас ни для Звягинцева, ни для продюсера фильма Александра Роднянского уже не важно, «отобьет» «Левиафан» потраченные на его создание 220 миллионов рублей или нет. Хотя российские прокатчики, судя по всему, все же надеются на нем заработать, учитывая градус обсуждения фильма в интернете, и 450 кинотеатров по всей стране, в которых начали демонстрировать этот фильм с 5 февраля, — тому подтверждение. Для мрачной арт-хаусной драмы длиной почти два с половиной часа это тоже что-то невиданное.

Писать о «Левиафане» сейчас, когда почти каждый, включая тех, кто не посмотрел фильм, уже сформировал свое мнение о нем, в определенной степени бессмысленно. Картина и так широко обсуждается. Печально в этой связи только одно — что все дискуссии о ней перетекли главным образом в политическую плоскость и почти не касаются ее художественных достоинств или недостатков.

Разумеется, «Левиафан» в первую очередь о России, потому что именно в ее реалиях он снят, и рассказывает историю, узнаваемую в деталях каждым жителем этой страны.

В сущности, нынешняя общественно-политическая обстановка оказала Звягинцеву медвежью услугу. С одной стороны, сам того не ведая, режиссер действительно попал в самый нерв нынешнего времени. Но с другой, никто из тех, кто сегодня столь яростно обсуждает его картину, просто не хочет говорить о ней как о произведении искусства. И если в дискуссиях о «Левиафане» на первое место встает вопрос о том, по заказу или не по заказу Запада Звягинцев снял это кино, то можно было вообще не выпускать его в российский прокат.

Кадр из фильма «Левиафан». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Левиафан». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Разумеется, этот фильм в первую очередь о России, потому что именно в ее реалиях он снят и рассказывает историю, узнаваемую в деталях каждым жителем этой страны. Каждый из нас знает, что никогда обычный автослесарь не сможет победить государственную машину, если та по какой-то причине решила его уничтожить. Все мы, к сожалению, осознаем, как хорошо и ладно эта машина устроена, насколько каждый ее механизм тесно прилажен к другому и как крепко с ним связан.

Эта машина и есть тот библейский левиафан — морское чудовище, которое не способен покорить никто на земле. Бытовая история с судебной тяжбой за собственный дом неизбежно приводит главного героя к религиозному восклицанию: где же милосердный Бог? Но режиссер последовательно подводит зрителя к мысли, что Бога здесь не найти.

Внешне все вроде бы выглядит как надо, но налицо подмена понятий: вместо закона и справедливости — обезумевшая от собственной безнаказанности власть, вместо Бога — церковь, беззастенчиво идущая на преступления ради собственной выгоды. И мы видим, как привычный мир рушится, подобно дому главного героя.

Кадр из фильма «Левиафан». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Левиафан». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

То же происходит с отношениями всех вроде бы положительных, на первый взгляд, персонажей. Семейные узы поражены изменой. Дети не проявляют ни любви, ни уважения к взрослым. Давняя дружба оборачивается предательством. Добрые соседи лжесвидетельствуют против тех, с кем прожили бок о бок много лет. Наконец, человек совершает главное преступление против самого себя. В течение фильма можно загибать пальцы, как один за другим совершаются здесь все смертные грехи.

Звягинцев снимает все это со свойственной ему отстраненностью, без малейшего намека на морализаторство, не давая никаких собственных оценок происходящему на экране. И эту холодную констатацию делают еще более убедительной великолепные актерские работы: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Роман Мадянов, Анна Уколова, Владимир Вдовиченков. Да все здесь настолько замечательно играют своих персонажей, как будто взяли их прямо из жизни.

Если вдуматься, сам художественный мир этого фильма устроен таким образом, что он мог быть снят в любой стране этого мира.

И все же «Левиафан», несмотря на свою невероятную реалистичность, — это фильм не только о России. Во-первых, Андрей Звягинцев привык мыслить общечеловеческими масштабами, что видно во всех его картинах. Во-вторых, глупо было бы думать, что в любой другой стране рядовой житель смог бы победить левиафана по имени «государство». В-третьих, если вдуматься, сам художественный мир этого фильма устроен таким образом, что он мог быть снят в любой стране этого мира.

Вероятно, поэтому Звягинцева так хорошо понимают и в России (приз «Золотой орел» как лучшему режиссеру), и во Франции (награда за лучший сценарий на Каннском кинофестивале), и в Америке («Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке). Стоит дождаться результатов «Оскара», который вручат 22 февраля, где «Левиафан» также номинирован как лучший иностранный фильм. Но очевидно уже сейчас, что Звягинцев научился говорить важные вещи на киноязыке, понятном всему миру. А поскольку картина снималась для широкого экрана, то ее все же стоит посмотреть именно в кинотеатре. И не беда, если вы ее уже видели в интернете.

Расписание фильма «Левиафан» в иркутских кинотеатрах смотрите в нашей афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150206/leviafan/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля