Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Батальонъ»: в стране женщин

около 7 минут на чтение 12 комментариев
"Батальонъ": в стране женщин

Ко Дню защитника Отечества в прокат вышел патриотически-пропагандистский фильм о подвиге женщин-солдат «Батальонъ» (12+).

1917 год. В самом сердце Российской империи разгорается пламя революции, а на границах тлеет Первая мировая война. Простые солдаты воевать не хотят, пьют с немцами, жуют колбаски и создают комитеты. Офицеры из дворянства ничего с этим поделать не могут, а только думают хмурые думы о судьбе Отечества. Председатель временного правительства господин Керенский (Марат Башаров) от бессилия хватается за спасительную идею (за неимением других) — отправить в целях поднятия боевого духа на войну женский батальон.

Главой всего мероприятия назначают Марию Бочкареву (Мария Аронова) — героиню войны, получившую личное разрешение от императора воевать наравне с мужчинами. Бочкарева набирает девушек-добровольцев: дворянок, служанок, швей, деревенских, городских. Они должны пройти усердную подготовку, сдать экзамен и отправиться прямиком на фронт, чтобы распустившейся солдатне стало стыдно. Что будет с девушками после, никто, кажется, предпочитает не думать.

Возникший в последнее время у отечественных кинодеятелей интерес к теме женщины на войне настораживает. В декабре уже показывали «Василису» про Отечественную войну 1812 года, теперь вот «Батальон» про Первую мировую, а прямо перед ним крутят трейлер грядущей «Битвы за Севастополь» о советской девушке-снайпере Второй мировой.

Все три истории, условно говоря, невымышленные (без вымысла в художественном произведении никуда), невероятно трагичные и, безусловно, достойные того, чтобы их рассказали. Почему эта тема начала проявлять себя с такой настойчивостью именно сейчас? Это заслуживает отдельного размышления, выходящего за рамки кинематографа.

Кадр из фильма «Батальонъ». Фото А. Юшенковой, www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Батальонъ». Фото А. Юшенковой, www.kinopoisk.ru

Отечественное кино всегда воспевало подвиг народа. Рассматривать какую бы то ни было войну с позиции Хемингуэя или, если угодно, нашего великого писателя Толстого здесь не принято и воспринимается как нечто бессмысленное, бесчеловечное и ужасающее. В нашем кино никто не умирает просто так: каждая смерть приближает Победу, каждая отданная жизнь имеет значение, ибо личное — ничто перед общественным, а все происходящее всегда имеет смысл.

Первая мировая война для России — неоднозначное событие в истории. Здесь сошлось сразу столько действующих лиц, темных фигур, чьих-то личных и социальных интересов, случайных совпадений и исторических закономерностей, что дать всему случившемуся самостоятельную оценку без профильного образования невозможно. Но, даже владея этим самым образованием, однозначного ответа не даст, пожалуй, никто. Остается только примкнуть к существующему на этот счет мнению.

Создатели «Батальона» — продюсеры Угольников и Бондарчук, а также режиссер Дмитрий Месхиев — не смогли (или не захотели, или не сочли нужным) этого сделать. «Батальон» даже не пытается занять чью-то сторону, удерживая не то трусливый нейтралитет, не то клеймя позором всех сразу, что тоже могло бы потянуть на точку зрения, будь оно облечено в хоть сколько-то осязаемую форму.

Кадр из фильма «Батальонъ». Фото В. Багно, www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Батальонъ». Фото В. Багно, www.kinopoisk.ru

Плохие в фильме все, но каждый плох по-особенному. Новоявленные хозяева большевики повсюду зверствуют и бьют женщин (читай — матерей, кормилиц, саму Родину) сапожищем в живот, а благородные «белые» в это время отсиживаются в сторонке и натягивают на голову подушку с вышитой наволочкой, чтобы не слышать криков. В определенном ракурсе это и есть самая лучшая и самая меткая миниатюра происходящего в те смутные времена.

Положительные персонажи фильма — женщины. Они, в общем, тоже разные бывают — умные и не очень, красивые и немного своеобразные, образованные и работящие. Для равновесия вводят даже одну предательницу, но навредить она героиням не в силах.

Со внутренними врагами женщины расправляются быстро и по-свойски, а настоящий их враг — конечно же, мужчины. Неважно кто — белые, красные, свои русские, чужие немцы: никому доверять нельзя. В американском кино героиню всегда в последний момент спасет удачно подоспевший герой. В нашем «Батальоне» девушкам положиться не на кого.

Кадр из фильма «Батальонъ». Фото Е. Таран, www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Батальонъ». Фото Е. Таран, www.kinopoisk.ru

Наблюдая за стриженными фигурками, забавно марширующими в великоватых шинелях и сапогах, не замечаешь, как на экране сгущается темнота. К середине что-либо забавное окончательно перестает происходить, и становится просто страшно. Жестокость войны и неуместность женщины в ее условиях грубо бьют под дых — расслабленно и легко смотреть «Батальон» не смогут представители обоих полов.

Фильм рассчитан на то, чтобы вызывать простую реакцию, и он свое берет — особо впечатлительные дамы начинают рыдать еще в самом начале, обыкновенно не особо впечатлительным «защитникам Отечества» в предпраздничном настроении на полном серьезе становится тем сильнее стыдно, чем ближе история подходит к развязке. Из зала все выходят единодушно опустошенные.

Кадр из фильма «Батальонъ». Фото В. Багно, www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Батальонъ». Фото В. Багно, www.kinopoisk.ru

Сделано все красиво, эффектно и даже свежо: битвы сняты лихим рапидом, много приличных планов, довольно естественная картинка и ровные декорации без выраженной бутафории и театрального реквизита. Но фильм настойчиво норовит провалиться в предсказуемость и банальность.

Все эти узнаваемые мизансцены: дама у рояля, серебряный поднос с чаем, отходящий паровоз, молитва перед боем (кто сказал «Михалков»?) и так далее — наверное, если всего этого в фильме не будет, то зритель и не поймет, что смотрит исторический фильм о России.

Многочисленные сюжетные линии никак не укладываются в одну (вроде бы будет телесериал), актрисы играют хорошо (особенно Аронова — тут бесспорный талант). Но не видно развития персонажей. То ли хронометража действительно мало и фильму тесно, то ли сценаристы решили, что выделяющиеся характеры — это уже слишком. «Батальон» — это ни в коем случае не новые «…А зори здесь тихие», но, и на том спасибо, это и не пошлый «Сталинград».

Кадр из фильма «Батальонъ». Фото А. Юшенковой, www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Батальонъ». Фото А. Юшенковой, www.kinopoisk.ru

Историческая точность сюжета, как и отсутствие четкой позиции, остается целиком на совести авторов. Для примера, можно почитать о настоящей Бочкаревой, насыщенная деятельность которой только началась после войны, и сравнить с тем, что сухо резюмировали о ее дальнейшей судьбе в заключительных титрах.

Чего-то из показанного не было вовсе, что-то, возможно, могло быть, а кое-что действительно имело место, но в других красках и тонах, не в таких, возможно, однозначно патриотичных. Не стоит забывать того, что женские «батальоны смерти» придумали больше все-таки для пропаганды, чем для боевых свершений. А пропаганда, как известно, правду категорически не приемлет.

Расписание фильма «Батальонъ» в иркутских кинотеатрах смотрите в нашей афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150223/woman/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля