Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Фокус»: афера по-афроамерикански

около 6 минут на чтение 11 комментариев
"Фокус": афера по-афроамерикански

В иркутский прокат вышел фильм «Фокус» (18+) — красиво снятое кино про то, как красивые люди красиво обирают малоприятных богатеев.

Гламурный мошенник Ники (Уилл Смит) обучает юную блондинку Джесс (Марго Робби) искусству обманывать людишек. В благодарность за такую науку Джесс влюбляется в Ники, однако тот безжалостно бросает ее.

Через три года учитель и его ученица снова пересекаются в Буэнос-Айресе. Но теперь они по разную сторону баррикад: Ники планирует грандиозное мошенничество на предстоящих автогонках, Джесс же числится девушкой владельца одной из команд.

Посредством фильма «Фокус» Уилл Смит вроде бы планировал с блеском вернуться на большой экран. После двух неудач подряд («После нашей эры» и «Любовь сквозь время») одному из самых дорогих актеров в истории позарез требовалась козырная роль в ударном блокбастере. Сделав вместо этого ставку на малобюджетный и почти камерный «Фокус», Смит озадачил и прогнозистов, и собственных поклонников.

Возможно, все объясняется просто: Смит решил воспользоваться спадом своего финансового успеха и плавно сменить амплуа. Тем более Уиллу уже 46: самое время податься туда, где кормятся Джордж Клуни с Брэдом Питтом — равновеликие коллеги Смита по гламурности и гонорарам. В таком случае, все логично.

Формат фильма «Фокус», на первый взгляд, беспроигрышный. Красиво снятое кино про то, как красивые люди красиво обирают малоприятных богатеев. Овцы целы, волки сыты, зрители довольны. Бывшие друзья седовласого Оушена теперь набиваются в приятели к чернокожему симпатяге Ники.

Так было бы в идеале. То есть, в случае, если бы «Фокус» сказал хоть какое-нибудь новое слово в жанре вальяжной мошеннической комедии. Жанр этот, как известно, давно успел не просто устояться, а уже и застояться.

Пресловутая трилогия про Оушена запомнилась прежде всего тем, что изрядно обессмыслила сей жанр, но это было ново. Сравнительно свежей оказалась даже недавняя «Иллюзия обмана» — в ней основным нововведением было полное попрание всякой сюжетной логики.

В «Фокусе» нет даже этих сомнительных достоинств. Напротив, это настолько ровное, гладкое, без сучка и задоринки «кинишко», что ни глазу, ни уху не за что зацепиться. При этом пищи для ума или сердца здесь тоже нет, как и в большинстве подобных фильмов. Остаются лишь сюжетная тишь да повествовательная гладь, лениво перемежаемые робкими всплесками вялой интриги.

Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Излишне говорить, что любой подобный фильм, снятый в прошлом веке, был и остается на голову выше «Фокуса». По крайней мере, из тех картин, которые сегодня кто-то помнит. А уж классику жанра вроде «Как украсть миллион», «Аферы», «Отпетых мошенников» и «Мэверика» лучше и не поминать здесь всуе. По идее, одно только перечисление этих фильмов должно сейчас вызывать у Уилла Смита головную боль и стыд.

Приходится признать, что «Фокус» лишь слегка не дотягивает до ничтожности позапрошлогоднего опуса «Va-банк» с Беном Аффлеком и Джастином Тимберлейком. То было, кажется, самое скучное и невнятное на свете кино про казино. В «Фокусе» все-таки есть хоть какие-то представления об элементарной занимательности. Это фильм не из тех, что массово вгоняют в сон посетителей кинотеатров. «Фокус» скорее вызывает у взыскательного зрителя почти непрерывное раздражение своей заштампованностью.

Как и большинство картин из этой серии, «Фокус» снят под негласным лозунгом: «Воровать — так миллион, полюбить — так королеву!». Превосходные степени здесь вообще повсюду, даже каждый эпизодический персонаж в чем-нибудь да исключительный: очень азартный азиат, донельзя похабный толстяк, крайне ворчливый старикан и так далее. Но от всей этой гигантомании моментально устаешь, тем более что общеизвестная мания величия Уилла Смита тут тоже на месте. Нагромождение друг на друга всего «величественного» дает обратный эффект — фильм превращается в пародию на самого себя.

Пародиен сам главный герой: Уилл Смит — и вдруг мошенник экстра-класса? Это что-то новенькое. Ведь раньше таких персонажей Смит не изображал — и правильно делал. Его прерогативой оставались простые, но бойкие и нахальные ребята, то оказывавшиеся в эпицентре удивительных событий («День независимости», «Люди в черном»), а то и всего-навсего честно исполнявшие профессиональный долг («Плохие парни», «Али»). Немногочисленные исключения («Дикий, дикий Вест», «Хэнкок») были сугубо гротескными.

Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Фокус». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Фокус» же — еще и предельно серьезный фильм. Он заявлен как комедия, однако де-факто в нем нет не только чего-либо смешного, но даже и просто остроумного. С самых первых сцен бросается в глаза вопиющее несоответствие Уилла Смита этой роли. Чуть ли не впервые на мировом экране классического благородного мошенника изображает чернокожий актер, но проблема, конечно, не в этом. Уж Смит-то — самый «белый» из нынешних черных суперзвезд; он — Майкл Джексон от кинематографа. Вот только если вспомнить, чем кончил Майкл, станет очевидно, что Уилл ступил на очень опасную дорожку.

Приговор, который стоило бы зачитать Уиллу Смиту, предельно прост: нельзя относиться к себе настолько серьезно. Давно известно, что у данного артиста чуть ли не самое непомерное эго в нынешнем Голливуде. Вместе с тем на протяжении многих лет мистер Смит очень неглупо транслировал это свое эго с экранов.

Снимаясь редко, но метко, Уилл не попадал впросак вплоть до фильма «После нашей эры». Но там вину за провал получилось свалить на морально обанкротившегося режиссера Шьямалана. «Фокус» — первая картина в карьере Уилла Смита, за неуспех (если таковой вообще будет) которой понесет ответственность лишь он сам. Если же ленту все-таки постигнет прокатная удача, это будет означать, что мир еще не вполне готов прозреть по отношению к своему кумиру. Однако существенные шаги в этом направлении в любом случае будут сделаны.

Расписание фильма «Фокус» в иркутских кинотеатрах смотрите в нашей афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150302/focus/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля