Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Робот по имени Чаппи»: гуманист из трущоб

около 7 минут на чтение 16 комментариев
"Робот по имени Чаппи": гуманист из трущоб

В иркутском кинопрокате «Робот по имени Чаппи» (16+) — фантастика про умного и добродушного робота на злых улицах Йоханнесбурга.

Правительство южноафриканского Йоханнесбурга вынуждено пойти на беспрецедентный шаг в борьбе с неуправляемыми ОПГ: на улицы выходят солдаты-роботы. Программа оказывается эффективной, директор компании-производителя (Сигурни Уивер) подписывает с городом контракт за контрактом. Но молодой инженер Дион (Дев Патель) видит в своем детище скрытый потенциал и далекие перспективы.

За карьерой Диона пристально наблюдает конкурент из соседнего отдела (Хью Джекман), который лелеет собственный проект — так и не нашедшего финансирования и пылящегося на складе «Лося», несуразного громадного робота, управляемого человеком-оператором.

В это время банда не обремененных интеллектом гангстеров (музыкальный коллектив Die Antwoord) берет в оборот Диона в надежде, что тот даст им «пульт», выключающий всех роботов. Но им в руки попадает кое-что посерьезнее — только-только созданный Дионом умный робот с повадками трехлетнего ребенка (Шарлто Копли).

Основная интрига фильма — сможет ли режиссер из ЮАР Нил Бломкамп (автор нашумевшего «Района №9», поспешно признанного современной классикой фантастики) вернуть себе доброе имя после холодно встреченного зрителями «Элизиум: Рай не на земле». В «Элизиуме» блистал только Мэтт Дэймон, да и то только своей лысиной. Так что задуматься перехваленному Бломкампу было о чем. Логичным шагом стало решение вернуться в прямом смысле к корням — в родной Йоханнесбург, а центром истории вновь сделать проблему гуманизма, источником которого становится вовсе не человек.

Йоханнесбург — город контрастов с богатой трагичными поворотами историей. География урбанистических руин превращается у режиссера в возвышенные и не лишенные прекрасного декадентские пейзажи. Показанные в фильме обломки заводов и бандитские берлоги в опустошенных небоскребах (знаменитый жилой комплекс Ponte City с атриумом внутри) отчасти отражают действительность: после отмены апартеида в 90-е центр захватили дикари из гетто, а белое население город покинуло. Йоханнесбург погрузился в хаос, и шаткий порядок (если это можно так назвать) местные власти навели относительно недавно.

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Вторичность откровенно слабенького и к тому же изъезженного вдоль и поперек сюжета «Чаппи» про «почему люди такие сволочи, а создатель бросил меня на муки?» восполняется достоинствами иного рода. Упомянутый выше дуэт Die Antwoord (еще одни выходцы из ЮАР) дают жару и неистово жгут от начала до конца, превращая фильм почти что в осовремененное переложение «Прирожденных убийц» Оливера Стоуна.

Парочка разодетых татуированных фриков, называющих себя Ниндзя и Йоланди, прославилась музыкальными клипами на YouTube, представляющими смесь из вызванных чем-то нехорошим образов, показушно-бессмысленного речитатива Ниндзя, кукольного голоса Йоланди и приставучих рейвовых битов, цепко въедающихся в мозг, стоит их только однажды услышать. В фильме они играют как будто бы себя — имена, бережно сохраненная стилистика клипов с YouTube, но как будто бы и нет — в реальной жизни ребятам все же далеко до гангстеров.

Позолоченные «калаши», розовый «узи» в ручках-крылышках хрупкой бабочки Йоланди, татуировки, граффити, бесформенные толстовки и невероятные футболки с издевательскими принтами — все это увлекательно, но оно же ежесекундно точит в фильме брешь.

Die Antwoord — достойный уважения и уникальный арт-эксперимент, показавший, что пробиться можно и из нищего гетто в ЮАР, будь у тебя хоть немного таланта, видеокамера и выход в интернет. Прекрасно, что Бломкамп тянет наверх земляков (хотя по слухам Ниндзя положил конец хорошим отношениям с режиссером скверным характером и скотскими выходками на площадке), только вот ребята целиком живут в жестких рамках монолитного образа, и высечь из них больше не получится.

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Черты лица необыкновенной девушки Йоланди хочется рассматривать бесконечно, а Ниндзя излучает какую-то примитивную животную энергетику. Позвать столь импозантных персонажей сниматься и дать им столько экранного времени обернулось роковым просчетом.

Фантастическое кино про кризис гуманизма, этические проблемы создания искусственного интеллекта, про Бога-творца и его смерть, как и режиссерская рефлексия о судьбе отдельного народа и остального человечества как-то сразу не задалось. Зато получилась отличная реклама для приглашенных звезд (после фильма уже точно звезд).

Чтобы полностью осознать, насколько агрессивные формы принимает участие дуэта в картине, достаточно прислушаться: песни Die Antwoord в саундтреке задавили обыкновенно помпезного Ханса Циммера. Композитор перебирает фоном ноты где-то в сторонке, и за весь фильм его почти не слышно.

Глубоких работ профессиональных актеров в фильме, откровенно говоря, нет. Непонятно, зачем нужно было привлекать Хью Джекмана, занесшего в свою фильмографию самую невразумительную роль. Хоть сколько-то отрицательные персонажи для него большая редкость, но о смене амплуа речи не идет, потому что роль не состоялась, а персонаж оказался пустым.

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Сигурни Уивер занимает в кадре места не больше, чем иные предметы обстановки, только что реплики произносит. Дев Патель так старается, что, кажется, почти переигрывает, а участие постоянного актера Бломкампа Шарлто Копли свелось к записи движений и голоса (который, естественно, в дубляже не услышишь) для робота Чаппи.

Чаппи удался — милый, трогательный и запоминающийся образ. Чаппи сопереживаешь, но скорее вопреки — от сомнительной логики в сюжете и действиях персонажей происходит плавный и закономерный переход к наигранности и беспочвенной сентиментальности. До остальных героев зрителю никакого дела, в принципе, нет.

Вина целиком и полностью на режиссере: Бломкамп не справился с буйством одних актеров, не объяснил другим, что и как нужно играть (тому же Джекману нужен пастух, как теленку, иначе он будет растерянно стоять и озираться), и сам не дотянулся до грандиозных идей, что маячат весь фильм на горизонте. Замысел затерялся за яркой формой.

Вместе с тем, «Робот по имени Чаппи» играючи вскружит голову зрителю и затмит любые впечатления прошедшего дня, нагло заняв их место в памяти. Фильм снят отлично, его можно и нужно рассматривать покадрово. Саундтрек превосходен. Внешний вид персонажей, декорации, места съемок — все очень и очень талантливо составлено и великолепно смотрится на экране.

В «Районе №9» Бломкамп критиковал ксенофобию, в «Элизиуме» занудно прошелся по недостаткам западного мира. В «Роботе по имени Чаппи» режиссер уж слишком разоткровенничался: в этом фильме, чтобы стать хорошим, нужно оставить презренное человеческое тело. Все это время Бломкамп не выступал против расизма, неравенства и власти богатых. Все проще: он просто-напросто не любит людей.

Расписание фильма «Робот по имени Чаппи» в иркутских кинотеатрах смотрите в нашей афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150309/chappie/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля