Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Битва за Севастополь»: рецензия на фильм

около 6 минут на чтение 31 комментарий
"Битва за Севастополь": рецензия на фильм

В иркутском прокате «Битва за Севастополь» (12+) — реальная история советской женщины-снайпера.

Симпатичная, но хмурая студентка Люда Павличенко (Юлия Пересильд) не мечтает о летчиках и моряках, как полагается девушкам ее возраста, а вместо кино идет на стрельбище. Папа у Люды служит в НКВД и демонстративно страдает оттого, что не вырастил для страны сына.

Начнется война, и девушка докажет папе, что дочерьми тоже можно гордиться. Людмила Павличенко прославится на весь мир как самая результативная женщина-снайпер.

Не успел промаршировать по экранам женский «Батальонъ», как в кино появилась «Битва за Севастополь» — очередная история о том, как слабый пол успешно занимается военным ремеслом. «Батальонъ» при всех его недостатках — кино «не стыдное» и все же не самое плохое, что было у нас на заданную тематику. И к тому же наталкивающее на определенные размышления. «Битва за Севастополь» укладывается в проложенную колею и развивает начатую мысль.

Оба фильма, несмотря на внешний милитаризм и подозрительную похожесть на обыкновенную и не слишком старательно замаскированную пропаганду, по сути пацифичны. Интернациональный «Севастополь» вообще совершает маленькое чудо, за которое нужно давать премию мира: собирает вместе русских, украинцев и американцев и два часа заставляет их вежливо жать друг другу руки. В условиях неспокойной геополитической ситуации режиссер Сергей Мокрицкий изловчился сохранить объективный и трезвый взгляд, хотя соблазнительных возможностей задеть больные темы у него предостаточно.

Кадр из фильма «Битва за Севастополь». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Битва за Севастополь». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Сюжет перемещается между событиями на фронте и периодом, когда Павличенко в составе советской делегации посетила Америку, не слишком-то торопящуюся вступить в войну. Открытие второго фронта, как и вклад американцев в победу над фашизмом в целом, — тема у нас в обществе взрывоопасная, а освещать ее сейчас — примерно, как ходить со свечкой по пороховому погребу. Мокрицкий передвигается в основном в темноте и на ощупь, осторожно обходя острые углы домыслов и шаткие конструкции официальной истории.

Это кино объединяющее, а потому небесполезное. Пробрасывается важный мостик от образа врага, ищущего личную выгоду под видом дружбы, к союзничеству и партнерству. Внушительная часть сюжета строится вокруг отношений Павличенко и тогдашней первой леди Элеоноры Рузвельт (Джоан Блэкэм). Супруга президента показана здесь этакой сердобольной деятельной тетушкой предпенсионного возраста, которая вместо того, чтобы подкармливать всех бездомных котов в округе, берет под опеку девушку из СССР.

Кадр из фильма «Битва за Севастополь». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Битва за Севастополь». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Люда учит новую подругу варить борщ, а Элеонора в ответ раздает советы о том, как правильно себя подать, произвести впечатление на аудиторию (Павличенко все-таки не борщи приехала варить, а о военной помощи просить) и фальшиво улыбаться. Из таких обрывочных зарисовок обмена опытом складывается большая и, нужно заметить, правдоподобная женская дружба, лежащая вне политических интересов.

В фигуре Павличенко больше трагического, нежели героического. Известный рецепт «не везет в смерти — повезет в любви» не работал: личную жизнь в сердце войны не построишь.

Романтическая линия в «Битве за Севастополь» разворачивается торопливо, если не сказать сбивчиво, но не фальшивит. Сумбур объясняется тем, что подобные фильмы у нас снимают сразу с прицелом на малый экран — будет сериал, а вот там уже как будто бы есть где развернуться (проверить обычно не удается — аудитории кино- и телеверсии не слишком часто пересекаются).

Кадр из фильма «Битва за Севастополь». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Битва за Севастополь». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Телевизионный формат диктует свои условия и творческого начала не подразумевает. Бывают редкие исключения, и сегодня все чаще. Но это не тот случай. Художественных изысков ожидать не приходится, «Битва за Севастополь» — это выверенная доза того, что нужно заурядному зрителю центрального телевидения после вечернего выпуска новостей. Попереживать, поохать, проникнуться патриотизмом и через минуту забыться беспокойным сном.

Временами этот фильм производит довольно скомканное впечатление. Примерно, как если бы кто-то из пожилых и уважаемых родственников смотрел это все по телевизору в течение недели, а ты просто иногда заходил в комнату и мимоходом нахватался разных клочков. Общее представление вроде как сложилось, но остались громадные дыры и пустоты, которые заполнить нечем, да и по большему счету незачем. Какое нам дело, что там показывают для электората, у нас есть сайт «ВКонтакте» (хорошо, «Фейсбук»), мы умней и сами разберемся.

Кадр из фильма «Битва за Севастополь». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Битва за Севастополь». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Из технических приемов — неплохой монтаж на переходах между временными интервалами, трясущаяся камера в экшен-сценах (местами почти какой-нибудь Дэвид Эйр) и музыкальный номер под «кавер» на «Кукушку» почему-то ставшего очень модным Цоя — сначала Земфира у Бондарчука, теперь вот Полина Гагарина.

Что до спецэффектов и графики — их нужно видеть, это выездной филиал ада. Ладно, пусть будут компьютерные чайки (компьютерные, понимаете, чайки!), но вот этот мультяшный авиаобстрел эвакуационных кораблей, нарисованный кем-то в горячке, это, простите, за гранью.

Кадр из фильма «Битва за Севастополь». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Битва за Севастополь». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

С тяжелым сердцем, но по справедливости стоит выдать картине аванс и признать за ней заслугу: бить себя в лицо в известном жесте на «Битве за Севастополь» приходится не так уж и часто. Иной раз на наших фильмах можно самому себе нос свернуть, пока досмотришь до конца, а здесь зритель выходит лишь слегка раскрасневшийся, можно даже сказать, румяный. Как принято говорить у нас после очередного «не стыдного» отечественного фильма: российское кино поднимается.

Расписание фильма «Битва за Севастополь» в иркутских кинотеатрах смотрите в нашей афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150407/sevastopol/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля