Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«А зори здесь тихие»: рецензия на фильм

около 7 минут на чтение 38 комментариев
"А зори здесь тихие": рецензия на фильм

В иркутском прокате «А зори здесь тихие…» (12+) — переосмысление знаменитого советского кинофильма для поколения, воспитанного на «Мстителях».

Комендант прифронтового разъезда Федот Васков (Петр Федоров) жалуется начальству на распущенность солдат. Стоит заехать новому расчету, как через какое-то время начинаются пьянство и загулы с местными бабами. Начальство ситуацию понимает и обещает прислать непьющих и негулящих бойцов. Когда обрадованный Федот вываливается из хозяйской избы встречать новоприбывших, его взору предстает целый взвод молоденьких девушек-зенитчиц.

Не успев обвыкнуться на новом месте, одна из девушек встречает в лесу немецких десантников, о чем докладывает стреляному Васкову. Тот мигом разгадывает планы захватчиков: они хотят пробраться глухими лесами к стратегически важной железной дороге и совершить диверсию. Собрав отряд из пяти девчонок, Федот тайной тропой через гибельные болота отправляется в погоню.

В идеальном мире дальнейшие события не нуждаются в пересказе, потому что в идеальном мире они известны всем и каждому: если не по роману Бориса Васильева, то по фильму Станислава Ростоцкого. Современный зритель старые картины не смотрит (к тому же черно-белые и длительностью под три часа) и книги в руки не берет. Потому непонятливому зрителю нужно помочь и подать важную информацию в привычном для него формате, чтобы современненько, живенько и в 3D, а не какая-то скука черно-белая.

Этим принципом руководствовался режиссер Ренат Давлетьяров, замахнувшись на «осовременивание» одной из главных сакрально-культовых советских военных кинолент «А зори здесь тихие…». Из всех моментально нахлынувших волн общественного недовольства он упорно всплывал, как мантру повторяя слова о том, что это ни в коем случае не ремейк и не посягательство, а вполне себе самостоятельная экранизация Васильева, созданная из самых благих побуждений — рассказать эту историю для молодежи понятным языком.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Порочность всего мероприятия таится уже в одной только этой весьма популярной сегодня, но в общем-то глупой мысли, допускающей, во-первых, саму возможность «устаревания» киноязыка, отрицания его вневременной универсальности, а во-вторых, постулирующей превосходство технической стороны кинематографа над его содержанием. Сама идея, что успех фильма в известной степени зависит от года его выпуска, бюджета или технических возможностей, весьма заманчива, но она же сгубила не одного самоуверенного режиссера, берущегося за переложение классики. За примерами и ходить далеко не нужно.

Несмотря на все сердечные заверения в самостоятельности, творческим методом для Давлетьярова становится последовательное цитирование ключевых мизансцен фильма Ростоцкого и обращение их в кич. В старом фильме был один откровенный эпизод, в новом таких уже парочка (дополнительно придумана сцена купания в водопаде), да к тому же в каких-то абсолютно несдержанных подробностях и нескромных деталях.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Сцена в бане из оригинала несла в себе совершенно конкретный смысл: показать, что под солдатской формой находятся хрупкие фигуры матерей. Но здесь она больше походит на весьма странный способ режиссера непонятно перед кем и с какой целью похвастаться собственной женой, исполняющей роль Жени Комельковой.

У бывшей солистки коллектива песни и пляски Reflex («Рефлекс»), а теперь подающей надежды старлетки Жени Малаховой, отлично получается легкомысленная стрекоза-Комелькова. Но на большее ее не хватает: где необходимо показать глубину непростой героини, Малахова чисто физически не может дотянуться. И никакие родственные связи или протекции не могут тут ничего поделать.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Можно долго и нудно сравнивать каждую из новых актрис с их книжными прообразами и экранными воплощениями из фильма 1972 года, выискивать расхождения и неточности, сокрушаться по поводу идеальной формы бровей новой Риты Осяниной (Анастасия Микульчина) и общей гламурности большей части актрис, за исключением, пожалуй, вполне себе аутентичных Агнии Кузнецовой (Соня Гурвич) и Софьи Лебедевой (Лиза Бричкина) — тот еще, конечно, «комплимент» для девушек. Но они хотя бы не так выделяются, как холеная Кристина Асмус в образе Гали Четвертак, и от них не ждешь, что они сейчас достанут из шинелей «Айфоны» и начнут делать «луки» в «Инстаграм».

Федота Васкова омолодили, превратив жилистого мужичка из народа в мускулистого колхозного альфа-самца с лицом актера Федорова. Необходимость этой перемены объясняется возникающим в фильме сексуальным напряжением (если кому-то сцен в бане и на водопаде показалось недостаточно). Надо полагать, еще это — важное слагаемое, без которого создатели не видят современный кинематограф. Неуместность подобного рода уловок для привлечения и удержания внимания вызывает объяснимое отторжение.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Направленность авторов на рыночную и отчасти политическую конъюнктуру заставляет их метаться из одной не красящей приличного человека крайности в другую. Каждая героиня обзавелась подробной личной предысторией, составленной из перенасыщенных сумбурным действием комиксоидных флешбэков, в которые уместили все на свете, — танк, взрывы, массовый расстрел, бесчеловечные зверства инфернальных солдат вермахта и модную тему сталинских репрессий.

Сдержанный и минималистичный кадр Ростоцкого поливают кровью, но эта примитивная жестокость лишь доказывает, насколько художественные приемы «устаревшего киноязыка» сильнее нынешних. Ростоцкий разбавлял монохромную пленку сюрреалистическими цветными сценами, приглушенная камерная образность которых говорила больше, чем кричащее во все горло 3D-спецэффекты, навязчивый саундтрек и закадровое чтение отрывков из книги голосом Гармаша.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Бессильный поиск выразительных средств доводит режиссера до отчаянных постмодернистских экспериментов. Только ленивый не провел очевидную параллель от здешнего изображения отряда демонических эсэсовцев к отряду назгулов, преследующих хоббитов в лесах Шира. Апелляция к настроению «Властелина колец», когда не получилось создать это настроение на экране — позорная режиссерская капитуляция и признание собственной несостоятельности.

Новые «А зори здесь тихие…» стали третьей в этом году картиной про женщин на войне. И на бледном фоне «Батальона» и «Битвы за Севастополь» этот фильм выглядит недурно: эффектный, напряженный, красиво снятый и не самый глупый боевик. Но это не умаляет его ничтожной и даже низкопробной сущности, и о нем вряд ли вспомнят по прошествии времени.

Смотрите расписание фильма «А зори здесь тихие…» в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150505/dawns/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля