Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Разлом Сан-Андреас»: рецензия на фильм

около 6 минут на чтение 9 комментариев
"Разлом Сан-Андреас": рецензия на фильм

На экранах иркутских кинотеатров — фильм-катастрофа «Разлом Сан-Андреас» (12+) с Дуэйном Джонсоном.

Двухметровый амбал Рэй (Дуэйн «Скала» Джонсон) служит спасателем в солнечной Калифорнии: снимает со скалы глупеньких блондинок, засмотревшихся в телефон и потерявших управление автомобилем, и между делом даёт пафосные интервью для телевидения. Ежедневно спасая чужие жизни и рискуя своей, Рэй пытается забыть личную трагедию, после которой его бросила жена (Карла Гуджино), забрав с собой дочь Блейк (Александра Даддарио).

В это время учёный-сейсмолог (Пол Джаматти) предсказывает серию мощнейших землетрясений по всей длине разлома Сан-Андреас — реально существующей трещины в земной коре протяжённостью 1 300 километров вдоль западного побережья США. Как это обычно происходит, учёного никто не слушает, пока из-под ног не начинает уходить земля. Рэй оказывается в эпицентре катастрофы. Теперь ему придётся спасать не только незнакомых людей, но и своих близких.

Сюжет этого фильма — не просто очередная «страшилка» киношников, а подробная конструкция возможного развития событий. Выведенный в заголовок разлом расползается в стороны не одну сотню лет, портит дорожное полотно и вообще выглядит на аэроснимках весьма впечатляюще. В недрах накапливается колоссальное напряжение, которое время от времени стравливается мощными землетрясениями. В 1906 году самое разрушительное из них практически уничтожило Сан-Франциско.

Первым делом следует поблагодарить режиссёра Брэда Пейтона за увлекательнейший околонаучный ликбез по сейсмологии и геологии (люди с профильным образованием, наверное, будут много смеяться), изложенный устами персонажа Пола Джаматти. Хвалить режиссёра дальше не придётся: слишком мало пространства для маневра в герметичном жанре фильма-катастрофы — негде развернуться, чтобы сделать оригинальный пируэт. Хотя Брэд Пейтон и не пытается.

«Разлом Сан-Андреас» начинается эффектной, но, по меркам жанра, какой-то скромной и даже камерной сценой спасения попавшей в беду девушки. В меру напряжённо и реалистично, почти документальная зарисовка (за минусом невероятных виражей на вертолёте — первый тревожный звоночек) из будней сотрудников МЧС. За какие-то десять минут, в которые укладывается эпизод, картина проходит путь от подающего надежды производственного фильма к безнадежному блокбастеру.

Жизнерадостного парня Дуэйна Джонсона весь фильм подначивают давить из себя наружу драматического актёра, к чему у него душа определённо не лежит. На лице несчастного два часа отражаются невероятные страдания и ветхозаветные муки — нехорошо так издеваться над хорошими людьми.

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Джонсон — кумир детей среднего школьного возраста, сам обладающий какой-то трогательной невербаликой раскачанного на анаболиках пятиклашки. Подписывать его на сценарий, требующий проявления сложных человеческих эмоций, — бесчеловечное издевательство.

Персонажи Джонсона и Гуджино выясняют отношения на протяжении всего фильма, и наблюдать за этим столь же увлекательно и приятно, как оказаться невольным свидетелем чьей-то некрасивой ссоры в реальности. Проблематика диалогов почерпнута из низкосортных книжек по семейной психологии. Они скучные и нудные настолько, что сил никаких нет — первого «Крепкого орешка» сценаристы точно не смотрели.

В разгар очередной словесной перепалки неподалеку от героев, как по часам, случается новый катаклизм (надвигается цунами, проседает грунт, на голову летит кусок бассейна из ближайшего пентхауса). Такой исход в заданных условиях кажется едва ли не божьим промыслом или, как минимум, вселенской справедливостью.

Разбавлять фильм-катастрофу журнальной драмой придумали задолго до Брэда Пейтона, и здесь всё сыграно по затёртой партитуре: трагедия переплетается с любовной линией, скромный парнишка из пролетариата оказывается героем, а самоуверенный угнетатель-миллиардер — подлецом; первого мы поощрим, а второго накажем. Папа все ещё любит маму, а мама снова любит папу, хотя, как полагается, и старается до самых титров этого слишком открыто не показывать. Сюжетные повороты отсутствуют.

Отвратительный CGI заполняет 90% кадра (как у нового «Безумного Макса», только наоборот): беспрестанно рушатся небоскребы, по воздуху летают океанские баржи, волной сметает гигантскую дамбу Гувера. Актеры на площадке, естественно, ничего этого не видят — изображения наложат позже. Получаются забавные планы: Скала смотрит не на разлом, которого перед ним на самом деле нет, а куда-то в пустоту; или за спиной героев падает многотонное здание, а они и ухом не ведут. Актеры и фон живут независимо друг от друга, физического ощущения катастрофы в опасной от них близости не возникает, и никакое 3D отсутствия артиста в кадре не исправит.

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Фильм трехлетней давности «Невозможное» с Наоми Уоттс и Юэном МакГрегором, который тоже немного про семейные ценности и хрупкость домашнего очага, уделял главное внимание персонажам и смотрелся раз в сто захватывающей, зрелищней и душевней, имея бюджет раза в три скромнее. Разницу между художественными средствами и компьютерной мазней не нужно даже вскрывать, она лежит на поверхности.

Отдушина «Сан-Андреаса» — ясноглазая девушка Александра Даддарио. Решение первостепенной проблемы всего фильма — как задействовать ее выдающиеся таланты и оставить при этом одетой, чтобы не выйти из детского рейтинга — поистине гениально и изобретательно: они заставили ее нырять в воду. Получился такой вполне целомудренный, но оттого не менее шикарный ремейк запоминающейся сцены из «Настоящего детектива» с её участием. Секундный эпизод мгновенно окупает стоимость билета и заставляет подуставший зал оживиться. Таким нехитрым образом умница Александра в который раз словно бы говорит нам: 34D — вот это в самый раз.

Расписание сеансов фильма «Разлом Сан-Андреас» в кинотеатрах Иркутска смотрите в нашей Афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150602/sanandreas/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля