Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Мир Юрского периода»: новый фильм про динозавров

около 9 минут на чтение 11 комментариев
"Мир Юрского периода": новый фильм про динозавров

На экраны кинотеатров вышел «Мир Юрского периода» (12+) — не номерной четвертый фильм серии, а прямое продолжение самого первого «Парка» Стивена Спилберга.

Родители сплавляют своих детей на выходные к родственнице (Брайс Даллас Ховард) — та важный менеджер в доисторическом зоопарке. Пока младший с воплями носится по секциям парка и восхищается всем вокруг, старший ходит мрачнее тучи и озирается на хихикающих ровесниц.

Каникулы подходят к концу после ЧП в недостроенном аттракционе: хитроумный динозавр, выведенный в результате генетических экспериментов, совершает дерзкий побег. Единственная надежда для многотысячной толпы ничего не подозревающих посетителей — бывший морпех, а теперь бесстрашный дрессировщик и свой человек у велоцирапторов Оуэн (Крис Пратт).

«Парк Юрского периода», снятый Стивеном Спилбергом в 1993 году по одноименной книге Майкла Крайтона, имел необычайный успех у аудитории и занял почетную позицию главного киновпечатления детства, пожалуй, у всех, чье детство состоялось в девяностые. Динозавры тогда были в моде, и любой дошкольник мог без запинки перечислить с десяток труднопроизносимых названий видов. Уникальный пример образовательной ценности блокбастера, стимулирующего тягу к знаниям.

Сегодня на детских площадках, как и в умах тех, кто детскую площадку вроде бы давно перерос, но в душе остался предан ее идеалам, диктуют моду шаблонные фильмы по комиксам от «Марвел» (не то что бы в девяностые не слышали о Человеке-пауке и не мечтали о заветной фигурке с парашютом, но о масштабах современного помешательства речи не шло). Интерес к динозаврам, как и к устройству окружающего мира в целом, находится у юного (и приравненного к нему) зрителя на нулевой отметке. Хорошо, если кто-нибудь из детей вспомнит, кто такой Ти-Рекс.

Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Поставленный спустя десятилетия «Мир Юрского периода» до краев наполнен тоской о былых временах. В реальности фильма динозавры как таковые интересовали публику от силы пару лет. Теперь, чтобы удержать внимание посетителей, нужно каждый сезон изобретать все новые и новые уловки, разводить монстров позубастее, чтобы зрелище с ними было еще впечатляющей. Дух того первого парка развлечений, выросшего из романтической мечты, а не из смет, экономических показателей и бизнес-планов, остался лишь в виде старомодного принта на гиковской футболке.

В это время индоминус Рекс, собранный генетиками для увеселения пресытившихся зрителей, оказывается неуправляемым монстром-психопатом, убивающим все живое ради собственного удовольствия. Человек теряет контроль над восставшим против него созданием, праздному творцу приходится горькой ценой платить за самонадеянность и дерзость.

Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Парк Юрского периода» предостерегал человека от бездумного вмешательства в естественный порядок и покушения на законы природы. «Мир» в этом смысле действует гораздо шире — он выступает против человеческой недальновидности и обыкновенной глупости, скрывающейся за далеко идущими амбициями и манящим блеском сиюминутной выгоды.

На уровне метафоры сюжет сводится к личности раскаявшегося Спилберга, стоявшего когда-то у истоков высокобюджетных фильмов-аттракционов, а сейчас, должно быть, в глубине души проклявшего тот день. Не обязательно быть Спилбергом, чтобы работать по отработанной студийной модели прибыльного блокбастера — об этом красноречиво говорит то, что безымянный режиссер Колин Треворроу вполне успешно справился с «Миром Юрского периода».

Это значит, что сам Спилберг оказывается не больно-то незаменим и востребован. После того, как его серьезная картина «Линкольн», мягко говоря, не вызвала ожидаемого интереса у массового зрителя, именитый режиссер серьезно призадумался, что же пошло не так и в какой же момент он не туда свернул.

Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Человек легче тянется не к новому и неизведанному (что значит страшному и пугающему), а к привычному, комфортному и безопасному. На этой психологической ловушке сознания кинопроизводители (и не только они — этот принцип лежит в основе всей массовой культуры) делают внушительные деньги, разрабатывая бесконечные франшизы и вселенные, выпуская сиквелы, ремейки, спин-оффы и кроссоверы, минимизируя тем самым свои риски и идя на поводу у нерешительного зрителя, которого проще всего поймать на знакомое название.

«Мир Юрского периода» — это как раз такая замаскированная ловушка. Фильм обращается к прошлым частям (музыка, события, персонажи) вплоть до нескромного самоцитирования и воспроизведения ключевых сцен (атака тираннозавра на автомобиль, пробежка стада динозавров). Он старается вызвать узнавание и понравиться, развлечь и увлечь.

Главная задача фильма — усыпить бдительность и преодолеть внутреннюю цензуру зрителя по пути наименьшего сопротивления: через транслирование образов, которые уже сформированы в его сознании прошлыми многократными повторениями. Чем-то напоминает занимательные опыты физиолога по фамилии Павлов.

Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Крис Пратт не отходит далеко от сделавшего его знаменитым образа Питера Квилла из прошлогодних «Стражей Галактики», но добавляет к нему немножко такого современного Индианы Джонса (ходят слухи о его участии в пятом фильме серии). С холодным расчетом заняв амплуа неотесанного болвана с добрым сердцем, Пратт наращивает себе фан-базу из молоденьких зрительниц, которые все последующие годы будут преданно следить за его карьерой.

Напарницей Пратта сделали Брайс Даллас Ховард — дочь того самого Ховарда, который снял «Игры разума» и «Гонку». Прежде все значительные роли доставались ей по невероятному везению — утвержденные актрисы по разным причинам не могли сниматься, а ее брали на замену: начиная «Мандерлеем» Фон Триера, где она сменила Николь Кидман, заканчивая Рашель Лефевр в «Сумерках». Рядом с Праттом актриса Ховард, тем не менее, смотрится гармонично. Не самая яркая экранная пара, но искры между персонажами проскакивают, а большего для детского фильма и не нужно.

Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

По поводу формальной «детскости». Имея рейтинг «12+», картина не единожды перегибает палку с жестокостью. На экране нет откровенного насилия и крови, и придраться как будто не к чему. Жестокость транслируется буднично и обыденно: нерасторопную тетеньку скушал доисторический крокодил, а злой динозавр ради веселья убил с десяток добрых — ладно, бывает. К создателям большой вопрос — насколько вообще этично показывать детям такие вещи, да еще и, что несоизмеримо хуже, в такой абстрактной манере?

Картина пытается охватить слишком много тем — от вмешательства человека в эволюцию и комплекса Бога до извечных и изрядно наскучивших семейных ценностей. Провисают не просто отдельные сцены, не несущие в себе никакого смыслового наполнения и значения для основной истории, а целые сюжетные линии. Раздражающе много времени уделяется детским персонажам, сугубо прикладная функция которых лишь в том, чтобы попасть в неприятности, и было кого спасать.

Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Мир Юрского периода» — мир древних созданий, а не людей. Мастера компьютерной графики честно отрабатывают зарплату: никакого прорыва здесь нет, но эффекты на ожидаемо высоком уровне. Велоцирапторов — чуть ли не главных монстров из первых фильмов — натаскивают, как собак, водный мозазавр в нужный момент ловко выпрыгивает на сушу из мелководья (это даже круче, чем бегающая на каблуках по джунглям героиня). А еще здесь показан самый гуманный тираннозавр, гуманнее него только Годзилла в последнем фильме, которая вообще образец обходительности и человеколюбия.

Изображенные в фильме особи имеют с реально жившими динозаврами столько же общего, сколько, скажем, марвелловский Тор с исходным скандинавским божеством. Если Спилберга можно было уважать хотя бы за поощрение любознательности, то у этого фильма ничего подобного и в помине нет: он пропагандирует диаметрально противоположные ценности и несет лжезнание.

Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Мир Юрского периода». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Мир Юрского периода» — очередной необязательный зрелищный блокбастер, провоцирующий зрителя мыслить стереотипами. С каждым таким фильмом такое мышление укрепляется: зрителя на уровне рефлексов дрессируют, что думать, что чувствовать, что хотеть и о чем мечтать. Совсем не удивительно, что хорошее и нестандартное кино проходит мимо сознания — все, что выбивается из стереотипа, даже не допускается к рассмотрению.

В финальной битве во весь экран демонстрируется вывеска одной известной ювелирной сети. Очевидно, это и есть главная и единственная информация, которая должна отложиться у вас в голове после сеанса.

Смотрите расписание фильма «Мир Юрского периода» в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150616/jurassic/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля