Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Фильм «Эверест»: вертикальный беспредел

около 7 минут на чтение 18 комментариев
Фильм "Эверест": вертикальный беспредел

В иркутский прокат вышел фильм «Эверест» (12+) — драма о горной трагедии, случившейся почти 20 лет назад.

В мае 1996 года у подножия Эвереста встретились две коммерческие экспедиции — «Консультанты по приключениям» и «Горное безумие». Первую возглавил правильный Роб Холл (Джейсон Кларк), выходец из Новой Зеландии. Вторую — довольно безалаберный американец Скотт Фишер (Джейк Джилленхол).

Но личные качества и участников, и руководителей отступят перед разбушевавшейся стихией. Одновременное восхождение на высочайшую вершину мира двадцати с лишним человек приведет к трагическим последствиям, а дата 11.05.96 навсегда станет траурной в истории альпинизма.

Трагедия на Джомолунгме (тибетское название Эвереста) в мае 1996 года не первый год волнует писателей и кинодеятелей. Двое из выживших в той экспедиции написали о ней противоречащие друг другу мемуары. О трагедии снят ряд документальных фильмов, на этой же истории основана телевизионная киноподелка 1997 года «Смерть в горах».

«Эверест» этого года — первое масштабное художественное высказывание об этих событиях. 55-миллионный бюджет; куча компьютерных эффектов; гора голливудских знаменитостей, которые лезут на самую знаменитую гору планеты… Картину поставил исландец Бальтасар Кормакур, для которого горы — фактически дом родной. Вроде бы все правильно, все верно. А фильм не сложился.

Кадр из фильма «Эверест». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Эверест». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Морально устаревший «Вертикальный предел» 2000 года и то смотрелся лучше (не говоря уже о полувеликой советской «Вертикали»). Вообще авторов прежних альпинистских фильмов (от американского «Скалолаза» до французского «Головокружения») обычно не сковывали рамки документальности. Поэтому мы привыкли к дьявольскому напряжению и перманентному экстриму горных триллеров. С другой стороны, пример удачного освоения «реальных событий» показан в «127 часах» Дэнни Бойла.

У Кормакура же получилось ни то ни сё. И не леденящий душу экшен, и не изобретательная экранизация «случая из жизни». Чувствуется скрупулезное освоение материала, но на остальное создателей, кажется, попросту не хватило. О знаменитой трагедии этот фильм дает ничуть не лучшее представление, чем аналогичная статья в «Википедии». Статью даже интереснее читать: сухие буквенные факты впечатляют сильнее, чем обзаведшиеся бородами суперзвезды, стонущие по сугробам.

От такого фильма хотелось бы получить ответ на вопрос: «Зачем всем этим людям понадобилось карабкаться на восьмикилометровую высоту?».

Чем отдельных представителей человечества так притягивают неприспособленные для жизни высоты? Владимир Высоцкий в упомянутой «Вертикали» (главном нашем кино про альпинизм) отвечал на этот вопрос, не задумываясь: «Ну как, нервы щекочет и вообще красиво».

Такой ответ кажется универсальным и вроде как не требующим постоянного повторения. Но в том-то и штука, что новейшим «Эверестом» приведенные слова не подтверждаются даже косвенно. Нет тут ни какого-либо щекотания нервов, ни такой уж особенной красоты. Неужели мы гор раньше в кино не видели? Да и жалостное валяние героев на снегу не провоцирует повышение адреналина в зрительской крови.

Кадр из фильма «Эверест». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Эверест». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Справедливости ради укажем, что в начало фильма Кормакур вводит специальную сцену с «дискуссией» основных героев о том, как они дошли до такой горы. Но дискуссия эта вымученная и холодная, как лед. И выглядит она столь же правдоподобно, как получасовые монологи присяжных заседателей в михалковском фильме «12». Покорители Эвереста травят сомнительные байки о том, что цель их божественна, и что лучше гор как таковых могут быть только горы-многотысячники.

С мертвецов, понятно, спроса никакого — вот режиссер и высказался за них со всем присущим ему простодушием. В дальнейшем он столь же простодушно проштудировал все, что до сих пор написано об указанной трагедии, и вывалил почерпнутые факты на экран. Побарахтайся в них вволю, зритель, и не смей отнестись к печальной повести без участия, ведь все это святая правда.

Сомнений нет, Кормакур, если б его попросили, поклялся бы на «Википедии», что он снял самое совестливое и добросовестное кино, на которое только был способен. Но художественному фильму про Эверест (любому) следовало бы прежде всего придать совсем другие характеристики. Где здесь показ высоты, от которой подкашиваются ноги? Этого нет. Где физически ощутимая демонстрация эйфории, удушья, потери равновесия и прочих страшных симптомов кислородного голодания? И этого нет. Вот мороз с экрана более-менее транслируется. Но этого мало, тем более для тех зрителей, которые с минусовой температурой знакомы не понаслышке.

Зато в фильме, судя по всему, дословно переданы все сохранившиеся переговоры и последовательность длительных, однообразных, подавляющих действий (а чаще всего бездействий). Спрашивается, кому в художественном кино нужна такая правда жизни, которая вгоняет в сон? Разве что доморощенному артхауснику, каковым Кормакур, кстати, изначально и являлся.

Кадр из фильма «Эверест». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Эверест». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

С тем, какими здесь предстают реальные люди, погибшие или выжившие, всё тоже не слава богу. У режиссера нет времени на выписывание характеров, и он довольствуется единственным скупым штрихом для каждого. Один — алкоголик; другой — меланхолик; третий обещал вскарабкаться на Эверест своим ученикам; четвертая — просто японка, вот и хватит с нее.

Все остальное о том, какими были эти люди, вы можете узнать из книжек о данной трагедии. А режиссеру недосуг вкраплять черты характеров и подробности биографий в свое полотно. Или же он настолько боялся погрешить против действительности, что махнул рукой на картонность своих персонажей. Ну да, вместо героев тут схемы, зато, мол, нигде не соврал.

О том, что у Кормакура большие проблемы с художественным вкусом, свидетельствует уже тот факт, что главную положительную роль в «Эвересте» играет Джейсон Кларк — с его-то выразительным лицом мерзавца и прохиндея!

Хотелось бы, конечно, чтобы такое кино поставил Джеймс Кэмерон. Впрочем, эту фразу можно адресовать половине всех многообещающих блокбастеров последних лет, а что толку? Время кэмеронов прошло — настала эра кормакуров. И с кормакурами уже не хочется никуда — ни на Эверест, ни в Марианскую впадину, ни даже на Луну.

Евгений Новицкий, ИА «Иркутск онлайн»

Комментарий:

Владислав Лачкарев, иркутский полярник и альпинист, покоривший Эверест в 2014 году:

Фото предоставлено кинотеатром «Чайка»
Фото предоставлено кинотеатром «Чайка»

— В целом фильм мне понравился. Достаточно реалистичен, хотя и тяжеловат эмоционально. Хорошая режиссерская работа, обстановка приближена к реальным условиям.

Киноляпов немного — люди, не имеющие отношения к горам, их даже и не заметят. Показано трагическое стечение типичных обстоятельств: плохо подготовленные участники, авантюризм гидов, ошибка в погодном окне.

Что мне больше всего понравилось в фильме? То, что главным героем выбрана сама вершина, а не люди с их амбициями. Режиссер не делит героев на плохих и хороших, старается непредвзято показать участников той истории. События описаны достаточно точно (для тех, кто обстоятельно изучал).

Понравилось, что показали Анатолия Николаевича Букреева могучим русским альпинистом, совершившим подвиг — спасение трех альпинистов. Если вы еще не ходили на фильм, рекомендую посмотреть.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150928/everest/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля