Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рецензия на фильм «Родина»: там, где вас нет

около 6 минут на чтение 5 комментариев
Рецензия на фильм "Родина": там, где вас нет

На экраны кинотеатров вышел фильм «Родина» (18+) — работа режиссера «Бумера» о том, что в гостях плохо и дома не лучше.

Русский бизнесмен Игорь (Андрей Смоляков) на борту личного самолета пытается сказать дочери Еве (Любовь Новикова) что-то важное. Но та дерзит, не желает отца слушать, видеть и вообще находиться с ним рядом. Мужчина в сердцах дает команду высадить девушку на неизвестной земле.

Земля оказывается индийским штатом Гоа — своеобразной Меккой для стекающихся со всего света искателей быстрых ответов на вечные вопросы, смысла жизни, нового духовного опыта и, как закономерный итог, разнообразных приключений. Осознав, где и с кем может оказаться воспитанная в английских пансионах Ева, отец бросается на поиски. Но цепь драматичных событий разделяет их судьбы на несколько месяцев.

Режиссер «Родины» — Петр Буслов, более десяти лет назад снявший резонансный «Бумер» про поколение, взращённое 90-ми и выживающее в нулевые. Буслова одни захвалили, другие заругали, и по горячим следам он снял продолжение, неуклюже попытавшись выдать порцию свежей рефлексии на тему и договорить что-то за первым фильмом, хотя продолжать этот разговор не было никакой необходимости. Затем Буслов на какое-то время замолчал, чтобы позже сделать скомканную экранизацию одной сомнительной и стыдной истории из биографии Высоцкого, чем снова вызвал шумные разговоры о себе.

Кадр из фильма «Родина». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Родина». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Когда о тебе говорят — это всегда приятно. «Родина» — из тех фильмов, которые снимают ради горячих обсуждений, и которые к этим обсуждениям настойчиво взывают.

Фильм Буслова основан на личном опыте режиссера и не вымышленных, но скорее мифологизированных, нежели реальных историях, пересказываемых многочисленными русскими на Гоа. Истории эти рассказываются на смеси английского и русского (плохая новость для всех, кто не знает языка и не терпит субтитры), перенасыщены презрением собственно к Родине (в фильме она зовется «Рашкой» и никак иначе), к соотечественникам, к себе самому и цинично оставляют зрителя наедине с гадливым внутренним ощущением, что все здесь показанное и сказанное, вероятно, не слишком далеко от правды.

Кадр из фильма «Родина». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Родина». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Правда то, что русские люди слишком легко теряют человеческий облик вдали от дома. Не считают нужным уважать традиции, местное население и чужую культуру. Самая неприятная встреча на любом отдыхе — встреча с «нашими».

За границей стоит бояться не иностранцев, которые вероятнее всего будут вежливы, добры и учтивы к русским (у героев фильма есть объяснение: «терпят из-за денег»), а условного соотечественника Васю из номера напротив, который при удобном случае тебя жестко подставит и исчезнет.

Кадр из фильма «Родина». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Родина». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Если у тебя есть своя квартира, машина и работа в офисе, но отчего-то внутри пустота, ты бросаешь работу, продаешь машину и сдаешь квартиру, чтобы жить под пальмой на пляже и любоваться закатами не только на рабочем столе компьютера. Почти как Будда, но оставляя за собой определенный уровень земного комфорта. Это называется словом «дауншифтинг», которое у определенных слоев населения было в тренде лет десять назад. Где сейчас эти «просветлённые» — кто бы знал. С этой позиции «Родина» — это реквием.

Кадр из фильма «Родина». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Родина». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Родину» ни в коем случае не нужно смотреть, если в планах есть посещение Гоа. Скорее всего, перехочется. Буслов вслед за классиками исследует феномен русской души, но делает это в контексте райского Гоа, который у него иногда неотличим от Ада. Безумные рейвы до утра, кислотные трипы и фантасмагорические видения, в которые легко попасть, но из которых сложно найти выход.

Персонажей засасывает в мутный и грязный водоворот, но вся эта муть и грязь смывается с них же самих — симпатий не вызывает никто, и всё в точном соответствии с принципами кармы.

Кадр из фильма «Родина». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Родина». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Режиссерские методы грубоваты и порой отдают лишним пафосом. Метафоры получаются слишком прямолинейными, но отлично считываются: женщина, которую легко не любить, когда она рядом, или скулящая собака, сорвавшаяся с поводка и ластящаяся к первому встречному, и так далее. При просмотре фильма не будет возникать ни тени сомнения в том, что режиссер имел ввиду. Он, что похвально и чего не хватает многим «умным» кинодеятелям, изъясняется предельно конкретно.

Тяжесть чьего-то непростого опыта (в данном случае — режиссера Буслова) мертвым грузом ложится на зрителя. «Родину» непросто смотреть, зато в ней запросто можно увязнуть, как в липкой весенней грязи. Отдельные эпизоды производят действительно мощное впечатление: ночной трип отца на берегу с какими-то невероятными ракурсами, эмоциональная исповедь дочери, дичайшая, неприятная и вместе с тем характерная сцена бессмысленного русского мордобоя в стиле «русских бьют».

Кадр из фильма «Родина». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Родина». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Буслов жмет на множественные болевые точки и заставляет стыдиться быть русским, возводя этот стыд чуть ли не до уровня не то личной гражданской позиции, не то сразу национальной идеи. Патриотично настроенный обыватель за такие вольнодумства будет готов рвать и метать, любой мало-мальски здравомыслящий человек увидит в этом довольно шаткую и неаккуратно выстроенную спекуляцию. О фильме поговорят и, вероятнее всего, забудут, как забудут и обо всех реальных трагедиях, оставивших след на теплом индийском песке. Всего-то оборот колеса сансары — и жизнь продолжается уже без нас.

Расписание сеансов фильма «Родина» в кинотеатрах Иркутска смотрите в нашей афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20151019/homeland/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля