В 2021 году Дени Вильнёв представил фильм «Дюна», снятый по роману Фрэнка Герберта. Режиссёр пошёл на смелый шаг и разделил огромную историю о борьбе за пустыню Арракис на две части, сделав первую прологом к основному противостоянию. Каким же получился второй фильм?
«Дюна: Часть вторая»: холодное солнце пустыни
Первый фильм обвиняли в затянутости и отсутствии серьёзных, влияющих на историю событий. Тем не менее, впечатляющий визуал, прекрасная стилистика и грамотная постановка сначала позволили «Дюне» заработать хорошую кассу, а потом взять шесть «технических» наград на Оскаре.
Выход второй части немного затянулся из-за забастовок сценаристов и актёров, но в 2024 году, наконец, увидел свет.
Сюжет стартует практически с того же места, где остановился в прошлом фильме. После вероломного предательства дома Харконненов, тайно поддержанного императором Шаддамом IV, дом Атрейдес практически уничтожен. Выживают только сын герцога Пол (Тимоти Шаламе) и его мать — леди Джессика (Ребекка Фергюсон), последовательница древнего таинственного ордена Бене Гессерит.
Выжившие находят убежище у племени фрименов — коренных жителей планеты Арракис. Фримены принимают Пола за Лисана аль-Гаиба — предсказанного мессию, способного сделать Арракис цветущим раем.
Сам Пол не хочет принимать на себя обязанности мессии, опасаясь Священной войны и множества жертв. И пока леди Джессика раздувает религиозный фанатизм, Пол обучается воинскому мастерству, завоёвывает уважение соратников, а также завязывает отношения с молодой фрименкой Чани (Зендея), скептически относящейся к пророчеству об Избранном.
Однако прибытие на Арракис безжалостного Фейд-Рауты Харконнена (Остин Батлер) ставит молодого герцога перед сложным выбором.
Вопрос, помогло ли Дени Вильнëву разделение истории на две части охватить больше событий из книги, остаётся открытым. С одной стороны, первая часть позволила зрителю познакомиться с миром Дюны, его ключевыми действующими лицами, оценить расстановку сил и мотивацию персонажей. С другой, неспешность повествования могли навести скуку.
Новый же фильм насыщен действием. Ключевые события идут одно за одним, битвы в песках сменяются философскими размышлениями и религиозными спорами, чтобы потом снова перейти в экшен.
В итоге ради того, чтобы вместить в себя весь оставшийся сюжетный пласт книги, второй части приходится многим жертвовать. Вся история строится вокруг становления Пола Атрейдеса как Избранного и его душевных терзаний по поводу предназначения, судьбы и свободы воли.
Также большое внимание уделяется отношениям Пола с Чани и её мыслям и чувствам. Она — единственная, кто видит в Поле обычного человека, а не мифического освободителя.
Остальным персонажам экранное время выдали по остаточному принципу. Поэтому многие сюжетные арки сделаны впопыхах, обозначены номинально и имеют скомканные начало и конец.
Особенно досталось императору Шаддаму (Кристофер Уокен), который бродит в растерянности, как будто не знает, где он и что должен делать, а также его дочери — принцессе Ирулан (Флоренс Пью), которая мечется от одной стороны к другой.
И так не только с персонажами, но и с общим развитием истории. Пол буквально всему учится с первого раза. Как тут не поверить в божественного мессию? Стоит поставить проблему в одной сцене, как в следующей она уже решена, хотя была трудновыполнимой и смертельно опасной.
В какой-то момент с экрана начинает лететь концентрированный поток событий, приправленных густой местной мифологией. И неподготовленному зрителю, не читавшему книгу, возможно, будет трудно разобраться, что происходит. Чем отличается Квисац Хадерач от Лисан аль-Гаиба? А Лисан аль-Гаиб и Махди — это одно и то же?
Несмотря на ограниченный хронометраж, первый час фильма Дени Вильнёв снимает в своей излюбленной неторопливой манере. Лучше бы уделил внимание новым персонажам, чем очередному созерцанию песчаных дюн…
Впрочем, художественное исполнение фильма всё так же прекрасно! Например, Гьеди Прайм — родная планета Харконненов. Чёрно-белая нефтяная вакханалия, как будто из «Прометея» Ридли Скотта. Только там, где Скотт только обозначал подобную стилистику, Вильнёв окунается в неё с головой. Тут даже фейерверки выглядят как масляные пятна на воде, а контраст света и тени создаёт впечатляющий монохромный визуальный ряд.
Другое дело, что за этой впечатляющей картинкой как будто не стоит эмоциональной составляющей. Персонажи появляются, исчезают, проговаривают свои реплики, сюжет закручивается в тугой узел интриг, но эмоционально вовлечься в происходящее не получается.
Что бы ни делали герои, какие бы события ни происходили, сопереживать им трудно. Возможно, это из-за интуитивно понятной концовки, к которой всё шло, а может, из-за линейного повествования, развивающегося весьма закономерно.
Как будто всей этой красочной пустыне, залитой ярким солнцем, не хватает какого-то тепла. Есть ощущение, что отстраненная, «холодная» манера съёмки Дени Вильнëва держит зрителя на расстоянии от персонажей и не позволяет прочувствовать их переживания и проблемы. А концовка снова подводит нас к тому, что основное действие истории — в следующем фильме.
Режиссёр не настолько бестактен, чтобы в конце писать «To be continued…*», оставляя зрителя в недоумении перед клиффхэнгером (неожиданным поворотом перед финалом). Но сразу понятно, что продолжение будет.
Студия больше лукаво, чем серьёзно заявляла о том, что от успеха фильма зависит, появится ли следующая часть. Успех картине уже был обеспечен, что выражается не только в восторженных отзывах, но и в денежном эквиваленте.
Как бы то ни было, дилогия «Дюна» стала одним из самых заметных и мощных событий не только в фантастике, но и в кинематографе. Настолько красивые, интригующие, смелые проекты появляются далеко не каждый год. Эпичная сага о Поле Атрейдесе завораживает своим масштабом и проработкой, и третий фильм, который, вероятнее всего, появится через несколько лет, может окончательно поставить «Дюну» наравне со «Звёздными войнами» и «Властелином колец».
*Продолжение следует