В апреле Госдума приняла в третьем окончательном чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Суть реформы в том, что бюджетные учреждения становятся экономически самостоятельными, но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме. Всего под его действие попадут 328 тысяч бюджетных организаций, 25 тысяч из которых – федеральные, свыше 300 тысяч – региональные и муниципальные. Уже сегодня некоторые аналитики говорят, что законопроект фактически вводит в России платное среднее образование. По непроверенным данным, один платный урок в школе будет стоить 500 рублей в месяц. Стоимость всего платного курса уроков может составить 5—6 тысяч рублей в месяц.
Иркутские политики считают, что законопроект вызовет рост социальной напряженности в стране. Некоторые специалисты пока даже затрудняются точно определить, к каким последствиям приведет принятие такого закона.
Антон Романов, депутат Законодательного собрания Иркутской области:
— Закон будет иметь колоссальные последствия, причем непредсказуемые. Такие законы без всенародного обсуждения принимать нельзя. Нужно организовывать круглые столы по обсуждению этого закона. Только на территории Иркутской области этот закон впрямую коснется 250 тысяч человек, а косвенно – 750 тысяч. Кроме того, закон касается не только школ, но и всех бюджетных организаций – домов престарелых, больниц, детских домов. Результаты введения закона будут как в промышленности: сокращение персонала, увеличение нагрузки, ухудшение качества, направленность на чистоган. Попросту площади будут сдаваться в аренду.
В Иркутской областной организации профсоюзов (ИООП) считают, что пока рано комментировать закон, поскольку он официально не опубликован и не вынесен на рассмотрение в Совет Федерации. Среди учителей области отмечается рост недовольства законопроектом, но пока у работников образования другие насущные дела – конец учебного года и подготовка к ЕГЭ.
По мнению юристов ИООП, чтобы закон заработал, необходимо принятие около 100 подзаконных актов, например, такого документа, как Государственный образовательный стандарт. Также необходимо решить, какие уроки будут платными, а какие бесплатными и так далее. В профсоюзе допускают возможность того, что вследствие этого закон будет не рабочим.
По мнению иркутского политолога Юрия Пронина, этот закон – путь к платному среднему образованию. «Официально признается образование второго сорта – бесплатное». По его мнению, ученики, получившие образование «второго сорта», естественно, не смогут поступить в вуз. Также политолог прогнозирует рост социальной напряженности
С ним согласен Евгений Рульков, депутат Законодательного собрания, член фракции КПРФ в Заксобрании. Он сообщил, что КПРФ планирует акции протеста против «закона о платном образовании».
Евгений Рульков, депутат Законодательного собрания, член фракции КПРФ в Законодательном собрании:
— Введение этого закона приведет к расколу в обществе. Несомненно, возрастет социальная напряженность. Наша позиция определена давно, когда этот законопроект только обсуждался в Госдуме, фракция КПРФ выступила против него. Мы считаем, что с принятием этого закона фактически образование и другие бюджетные организации будут переведены на коммерческую основу. С введением этого закона говорить о бесплатном общем образовании не приходится. Через некоторое время бюджетные организации лишатся государственной поддержки. Многие семьи не смогут дать образование своим детям из-за низких доходов.
Депутат Сергей Колесников отмечает, что закон «снимает субсидиарную ответственность государства или муниципалитета за учреждения бюджетной сферы». По словам депутата, закон говорит о высокой самостоятельности этих учреждений и праве легально зарабатывать, аккумулировать, тратить внебюджетные деньги.
Сергей Колесников, депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по охране здоровья:
— Я смотрю на этот закон с большим оптимизмом, потому что я считаю, что он поможет развиваться тем учреждениям, которые работают честно и активно. Но надо будет помогать тем, кто не сможет вписаться в поток. Это должна быть основная задача муниципалитетов. Потому что я думаю, что положение федеральных учреждений не сильно изменится – они не пострадают. А вот муниципальные, особенно удаленные, средние и малые учреждения здравоохранения, могут и не справиться. Здесь нужно работать властям, следить за тем, чтобы задания, который будут выдаваться учреждениям, позволяли им жить и оказывать помощь населению. Я думаю, у нас немного совсем плохих руководителей. Здесь роль руководителей учреждений здравоохранения и образования резко усиливается.

Из статьи раздела «Единоросы „кошмарят“ страну: план Путина в действии» Очевидной целью законопроекта является дальнейшая коммерциализация бюджетных учреждений, выполняющих социальные функции. Последствиями принятия этого закона могут стать: - сокращение услуг, оказываемых населению за…