После прочтения дюжины рецензий на кинокартину «Носители» меня опять навестил приступ когнитивного диссонанса. Который, собственно, свелся к закономерному вопросу: мы, чего, разные фильмы смотрели? Все рецензенты в голос утверждали, что это «злое, умное и качественное» кино, выдав по паре дежурных шуток насчет мифического «свиного гриппа», отметив цитаты из «Безумного Макса» и не забыв упомянуть, что «Носителей» противный «Парамаунт» аж «два года продержал на полке». Хм.
А я думаю, в «Парамаунте» не дураки работают. Просекли с полпинка, что у дебютантов-испанцев (два брата-режиссера Алекс и Дэвид Пасторы) лажа получилась, ну и решили кинобрак к чему-нибудь актуальному приспособить. Тут и очередная СМИшная эпидемия приключилась. Не грех и продемонстрировать впавшей в «масочную» паранойю публике малопривлекательные стороны подобного поведения, да и хотя бы микроскопический бюджетец отбить…
По форме все вроде как шикарно. Типичное роуд-муви в стиле недавнего «Зомбиленда», только со стоеросовой серьезностью на пригожем личике. Четверо персонажей разложены как по нотам: холеричный хулиган Брайан (Крис Пайн), его нагловатая сангвинистическая подружка (Пайпер Перабо), младший брат Брайана ботан-меланхолик (Лу Тейлор Пуччи) и еще одна флегматичная приблудная дамочка (Эмили ВанКэмп). Каким-то чудом увернувшись от участи жертв тотальной пандемии смертельной болезни (передающейся воздушно-капельным путем), эта четверка утюжит хай-веи США с одной лишь целью. Добраться до мифического пляжа на берегу океана, где все хорошо. Почему хорошо? Ну, просто герои фильма в это верят. Только вот хорошо в этом фильме будет только мертвым…
Для живописания прелестей общепланетной эпидемии испанцы выбрали, наверное, самый тоскливый и назидательный способ. Этак разводя ручками и отворачивая личико, но одновременно грозя пальчиком и цокая язычком. И хотя киноштампов в «Носителях» море разливанное, но с «унынием в лице» и «новым заветом» под режиссерской подмышкой они совсем не работают. То, что под силу Михаэлю Ханеке, не по зубам идейным последователям режиссера Дмитрия Астрахана. Мгновенно осознаешь, что того, что происходит в фильме, просто не может быть. Я имею в виду не ситуацию с эпидемией, а поведение персонажей. Потому что герои, которых нам представляют как четверых опытных и очень даже «пуганых идиотов», ведут себя как идиоты абсолютно непуганые. И будь они теми, кем нам пытаются их представить, они были бы уже мертвы в координатах фильма… где-то за сутки до его начала.
При этом режиссура напоминает пьяненького мужичонку, «дошедшего до кондиции» в режиме застолья и оглашающего в качестве тоста очередную зубодробительную банальность. То есть мораль из щелей ленты сочится, безусловно — в современной нам нравственной системе координат – правильная. Однако в реальности данной персонажам в ощущениях, на фиг никому не нужная.
На самом деле, природный жизненный принцип он только один. Будь последовательным. А за любые нравственные метания мироздание наказывает безо всякой жалости. И я не имею сейчас в виду героев фильма. Я имею в виду его авторов. Делаете боевик? Дайте нам героя и хэппи-энд! Делаете ужастик? Дайте нам опасных зомби! Делаете драму? Дайте нам катарсис! А когда на бутерброд из жанровых клише тонким слоем намазывается морализаторство, посыпанное щепоткой постмодернизма - это малосъедобно. И если Бог за это и не накажет, то попадание в ад производителей копеечных телесериалов - итог вполне закономерный…
Vlad DeMeshkoff, IRK.ru