Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Общественный транспорт: в поиске компромисса

Иркутский общественный транспорт не ругает только ленивый. Неприспособленные для наших холодных зим, промерзшие, забитые до отказа автобусы и маршрутки, облепленные пятнами коррозии и чадящие удушающими выхлопами. Со всеми этими «прелестями» городской реальности ежедневно сталкивается любой иркутянин, не имеющий личного автомобиля. Отдельного разговора заслуживает тема загадочного исчезновения значительного числа городских маршруток и автобусов с дорог вне часов пик. Кто прав и виноват в сложившихся обстоятельствах, выяснял корреспондент IRK.ru

Мнение перевозчиков

В проблеме плохого качества городских перевозок часть вины лежит на самих собственниках. Техническое состояние автопарка — это исключительно их ответственность. Перевозчики стараются объяснить причины сложившегося положения. Как рассказал владелец 3 городских автобусов № 80К Юрий Касаткин, иркутские перевозчики испытывают сложности в работе из-за отсутствия помощи со стороны муниципалитета. Причина низкого качества услуг, по его словам, заключена в неадекватной цене проезда, а плохое состояние машин объясняется отсутствием крытых гаражных боксов.

Юрий Касаткин. Фото из личного архива
Юрий Касаткин. Фото из личного архива

— Цена проезда в 12 рублей занижена, поэтому и рентабельность автобусных перевозок низка. Отсюда и такое состояние автопарка. — рассказывает Юрий Касаткин. — Если у хозяина автобуса есть деньги, то он вкладывает в транспорт больше, и относится к нему бережнее, а не экономит.

Перевозчики ждут от муниципалитета и бесплатного выделения участков под строительство обслуживающих баз и теплых гаражных боксов. Сейчас такими благами наделены только муниципальная автобусная база и два частных перевозчика. Остальные владельцы вынуждены оставлять и ремонтировать свой транспорт на улице.

— Ведь землю сейчас не выделяют, а продают с аукциона, и многим владельцам автобусов это не по карману, — объясняет Юрий. — Транспорт в хорошем техническом состоянии нужен всем горожанам. Так почему бы не сделать исключение и не выделить, а не продать землю владельцам автобусов в необходимом размере. Поверьте, будут свои гаражи, будет и порядок, будет, где вовремя отремонтировать автобусы и помыть.

Вклад пассажиров

Во время одного из рейдов в рамках совместной акции ГИБДД и IRK.ru «Безопасный автобус» сотрудники дорожного надзора очень коротко и емко описали одну из причин хаоса в сфере общественного транспорта. По мнению инспекторов, во многом в сложившейся ситуации виноваты и сами пассажиры.

— Вот смотри, как пассажиры себя порой ведут, — сказал мне автоинспектор, — если я их посреди дороги остановлю, они сами будут возмущаться, почему я задерживаю машину? Даже порой предлагают, чтобы мы ночью маршрутки останавливали, когда они без людей едут. А жалобы все равно пишут.

Действительно, порой с молчаливого согласия самих иркутян качество перевозок остается на низком уровне. Пассажиры, в том числе мамы с детьми, мужественно терпят курящего и хамоватого водителя. Или молчат, когда маршрутчик решает погонять «с ветерком» и нарушает правила дорожного движения. Принцип иркутских пассажиров — «лишь бы доехать» — в некоторых ситуациях толкает людей даже на защиту маршрутчиков-нарушителей….

— Останови водителя посреди рейса, — добавляет другой автоинспектор, — даже за конкретное нарушение: если он проехал за запрещающий знак или красный сигнал светофора, даже если у него прав нет или какая-то неисправность — пассажирам все равно, им важно доехать.

Отсутствие понимания

Запутанный клубок противоречий между всеми заинтересованными сторонами породил то ужасное состояние общественного транспорта, которое мы наблюдаем в Иркутске. И пока претензии всех участников этого процесса не будут оглашены, вопрос качества городских перевозок не сдвинется с мертвой точки.

Как объяснил Юрий Касаткин, из-за низкой платы за проезд часть водителей и перевозчиков готова пойти на решительные меры, вплоть до забастовки. Разрешение ситуации собственники маршруток видят в повышении стоимости проезда до 15 рублей. По словам предпринимателя, подобную инициативу поддерживают многие его коллеги.

— Работа у водителей маршрутных автобусов тяжелая и ответственная, — говорит Юрий, — но при этом низкооплачиваемая — около 15—18 тысяч в месяц. Недавно мэр Иркутска Виктор Кондрашов сказал, что перевозчики не обосновали необходимость повышения цены проезда. Но как же мы не обосновали? Цены на солярку постоянно растут. Соответственно, поставщики запчастей также завышают цены на свою продукцию. А наши доходы ощутимо падают, и все труднее содержать свой транспорт.

По мнению Юрия Касаткина, вследствие повышения цены проезда, а значит и прибыльности перевозок, вырастет качество обслуживания и техническое состояние частного автопарка. В числе прочего рост зарплат шоферов поднимет престиж профессии водителя общественного транспорта. В этом случае перевозчики готовы отказаться и от труда гастарбайтеров. Качеством работы иностранных шоферов недовольны не только пассажиры, но и сами работодатели. Однако сейчас только они готовы трудиться за мизерные зарплаты на городских автобусах.

В то же время администрация Иркутска придерживается несколько иной позиции. На встрече с журналистами 16 ноября мэр Иркутска Виктор Кондрашов анонсировал большие перемены в сфере общественного транспорта. Глава города четко дал понять, что муниципалитет делает ставку на собственный автопарк для осуществления пассажирских перевозок в Иркутске. В ближайшие годы город намеревается довести долю своих услуг на этом рынке до 60—70 %.

— Для того чтобы выиграть на этом поле с помощью экономических механизмов, необходимо усилить материально-техническую базу муниципального транспорта, — пояснил Виктор Кондрашов. — Прежде всего необходимо закупить новую технику, в том числе перейти на автобусы большой вместимости. Здесь нужно хорошо подготовиться к жесткому противодействию со стороны частных перевозчиков, которое обязательно будет нарастать.

Многие иркутяне помнят, как в середине 90-х годов появление многочисленных «частников» на городских маршрутах спасло Иркутск от транспортного коллапса. Теперь городские власти в очередной раз пытаются отыграть ранее отданный коммерсантам рынок, который, по их признанию, все труднее контролировать.

Андрей Щепин, IRK.ru

Фото Владимира Смирнова

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Victo 14 декабря 2012 в 08:08

    Да не будет у нас в городе нормальной ситуацией с массовой перевозкой горожан до тех пор, пока у нашего мэра будет своя служба такси… Поймите, самому мэру это не выгодно - чем меньше автобусов, тем больше спорс на такси, это же очевидно… А то, что не у всех есть возможность ездить ежедневно на…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля