Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Гнилой орех

С 14 февраля в иркутский прокат вышел фильм «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть». В главной роли Брюс Уиллис.

«Крепкий орешек» — франшиза, без преувеличения, культовая, особенно для России. Первый фильм стал одним из символов эпохи видеосалонов, одним из неотделимых элементов бессознательного всего поколения, выжившего в 90-е. Спустя четверть века на экраны неумолимо надвигается уже пятая часть приключений неубиваемого полицейского.

С учетом вышесказанного символично, что действие фильма развивается в Москве (хотя съемки проходили в Будапеште, в чем, при определенной стадии политической паранойи, можно увидеть невероятно глумливый умысел). Символично и обидно одновременно.

Представленная в фильме Россия — это не та «мозговыворачивающая клюква», какой изображали ее американские «киношники» в конце прошлого века, но все еще лишенная даже зачатков достоверности. Поющий Синатру московский таксист, абсолютно иррациональное выступление диджея с «Европы Плюс», пара шуток о пробках на Садовом, политзаключенный олигарх и митинги с флагами где-то на фоне. Вот, пожалуй, и все представления постановщика о российской действительности.

Россия изображена страной уже не бедной — интерьеры впечатляют, но все еще дикой: творящийся беспредел впечатляет несоизмеримо больше. Тиражирование такого образа — очередной виток нелепых заблуждений, тянущихся грязными обрывками со времен холодной войны.

Немцы в свое время обиделись, заменив в первой картине у себя в прокате все имена и поменяв национальность террористов. В России, как показывает фильм пятый (а началось это раньше — взрывом Кремля в еще одной известной франшизе «Миссия невыполнима»), стерпят и не такое.

Кадр из фильма «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

От фильма к фильму Брюс Уиллис терял волосы, а сценаристы и режиссеры с той же неотвратимостью — совесть и чувство меры. Уже оригинальная лента вызывала претензии по части реализма, чудом оставаясь при этом очень будоражащим аттракционом, но к последнему фильму все происходящее приобрело по-настоящему фантастический характер.

Постановщик Джон Мур, которому за 10 с лишним лет работы в режиссерском кресле похвастаться абсолютно нечем (на его совести экранизация «Макса Пейна»), получил стомиллионный проект и спустил все деньги на дорогостоящие спецэффекты и компьютерную графику, исполнив тайную мечту всех голливудских неудачников, не допускаемых к большим деньгам, — беззастенчиво принялся цитировать визуальное буйство «Матрицы» Вачовски.

Едва начавшись, фильм взрывается сумасшедшей погоней по дорогам Москвы, в которой самыми изощренными способами эквилибристики эффектно разносится вдребезги все, что встает на пути героев. Ближе к концу будет ремейк сцены с вертолетом, обстреливающим нарисованную высотку — к тому моменту уже понятно, что Мур и не собирался шутить.

Слоу-моушеном решили не злоупотреблять — и на этом спасибо. Зато сверх всякой меры и приличий используется эффект «дрожащей камеры» и прочие тошнотворные операторские решения вроде резкой дерганой фокусировки на удаленный объект. Камера не перестает блуждать даже в статичных диалоговых сценах, что творится в динамике — описать довольно трудно. По задумке, все скачки и рывки должны добавлять экшена, но экшен этот, от начала и до конца суррогатный, утомляет еще в первой сцене.

Кадр из фильма «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Затеряться в спецэффектах — всегда ловушка и соблазн для неопытного постановщика за рулем крупного проекта, но Мура банально подводит вкус. Поставив целью покрошить в мелкие осколки все, что в них можно покрошить, Мур заигрался настолько, что на задний план отдалилось все остальное — персонажи, сюжет, элементарные законы физики в конце концов.

Основная проблема в том, что картина начала гнить еще на этапе сценария. Поручив его Скипу Вудсу, кандидатуре еще более сомнительной, чем режиссер (Вудс в ответе за «Хитмэна»), студия окончательно и бесповоротно провалила проект.

Сценарий чудовищен: полное отсутствие логики, достоверности и реалистичности. Упор сделан на зрелищность, достигаемую как можно большим количеством пушек, разбитых тачек и взорванных вертолетов. Эти нехитрые приемчики перестали действовать лет 20 назад, сегодня глупо рассчитывать на столь непритязательного зрителя. От реалистичного и продуманного до мелочей, хотя и не без условностей, сценария прошлых серий не осталось ничего.

К вопросу о реализме: в первой части МакКлейн минут через 40 был весь грязный и помятый, в пятнах крови и пота, и натуралистично выковыривал из ступней осколки стекла. В «Хорошем дне, чтобы умереть» Брюс совершает множественные перевороты на «Гелике», выбивает плечом лобовое стекло и чуть кряхтя (возраст, как-никак) продолжает движение к намеченной цели без каких-либо видимых повреждений.

Кадр из фильма «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Отдельно стоит сказать как раз о продакт-плейсменте, под который выделили огромные экранные площади. От обилия шильдиков Mercedes-Benz на дорогах российской столицы рябит в глазах. Помимо надежности, продемонстрированной известным внедорожником этого производителя, машины быстры и проходимы — дорога от Москвы до Припяти на дочернем «майбахе» займет совсем немного. Повозки от конкурентов годятся только для минирования (досталось вечному врагу — концерну BMW) или для того, чтобы быть раздавленными всмятку (семейные «дэу», «форды», «фиаты» разлетаются от «меринов» в стороны, как игрушечные).

За всем безобразием каким-то образом сумели «затерять» даже Уиллиса с прославившим его МакКлейном. Стоит сделать небольшую скидку на повсеместно чудовищный дубляж: внутренне-то понимаешь, как должен произнести ту или иную фразу Джон в оригинале, но тут сам образ МакКлейна упрощен до патриотичного американского бывалого вояки.

Выточенный, отполированный и отлитый затем в бронзе самим Уиллисом образ простого парня с кучей семейных и личных проблем, непрекращающимся остроумным внутренним диалогом и неиссякаемым запасом метких замечаний ко всему происходящему вокруг свелся к пятому фильму в несмешно юморящего болванчика, переполненного отвратительным самомнением и смехотворной бравадой.

МакКлейн-младший (австралиец Джай Кортни) — фигура далеко не из бронзы, скорее, из грубого дерева, наскоро обструганная тупым рубанком. Местные злодеи — сплошь карикатуры, актерское мастерство ни от кого не требовалось, и сказать доброе слово в этом плане совсем не о ком.

У американцев ожидаемо не получился фильм о России, но непроизвольно удался типичный современный российский фильм — глупый и беспощадный боевик, кои выходят с завидной регулярностью. Западные критики называют просмотр картины «предсмертным опытом» для любого поклонника серии. После сеанса хочется все это немедленно «развидеть», забыть и не вспоминать. Если Брюс имеет хоть каплю порядочности, лично ему должно хотеться, чтобы МакКлейн поскорее умер. Но нет — он говорит о продолжении.

Вадим Пашин, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • merz 21 февраля 2013 в 12:28

    АБСОЛЮТНО АДЕКВАТНАЯ И ОБОСНОВАННАЯ рецензия. Вадим Пашин, не слушай неграмотных в кинематографе личностей, я очень рад что наконец то нормальный рецензент на сайте. Люди, если вы не понимаете простейших терминов типа «продакт-плейсмент» или «слоу-мо», зачем вы читаете рецензии от профессионалов?…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля