Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Властелин-подлец

Канзас, начало прошлого века. Улепетывая от циркового громилы, иллюзионист Оскар Диггс (Джеймс Франко) забрался в корзину воздушного шара и был таков — благо как раз начался ураган. Он-то и унесет фатоватого прощелыгу в волшебную страну Оз, где обитают страшно красивые, но безнадежно одинокие ведьмы (Мила Кунис, Рейчел Вайс, Мишель Уилльямс), одушевленные фарфоровые куклы и говорящие летучие обезьяны.

Канзасский фокусник с удивлением обнаруживает, что жители страны ждали именно его, ибо древнее предание гласит: прилетит волшебник и наведет порядок. Что ж, порядок уже давно пора наводить: из трех ведьм, правящих государством, хорошая только одна, а народ, населяющий Оз, представляет собой все терпеливо сносящих фермеров-лилипутов.

Оскар Диггс и рад бы в очередной раз улизнуть от навязываемой ему ответственности, но ему обещают горы злата, ежели он употребит-таки свою псевдомагическую силу на благо славного государства Оз. Ну и, разумеется, сердце престидижитатора не преминуло дрогнуть перед соблазном столь небывалого вознаграждения.

Кадр из фильма «Оз: Великий и Могучий». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Оз: Великий и Могучий». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В высокую вероятность того, что «Оз» Сэма Рейми больше всего будет похож на прескверную «Алису в Стране чудес» Тима Бертона, не хотелось верить до самого конца.

Хотя только на такой результат и следовало настраиваться — как и бертоновская «Алиса», «Оз» снят на пресловутой студии Disney, да еще и спродюсирован ровно теми же деятелями.

Уж если весь из себя такой готический и несгибаемый, как казалось, в своих патологиях Тим Бертон запросто прогнулся под закоснелый диснеевский мир, то чего можно было ожидать от Сэма Рейми, на протяжении всех «нулевых» отвечавшего за столь же ладную, сколь и унылую франшизу «Человек-паук»?

Но зрителю, в котором еще жива память о такой сверхклассике голливудского кинематографа, как «Волшебник страны Оз» 1939 года, трудно будет не понадеяться на повторение (точнее, модернизированное воскрешение) чуда, как только Сэм Рейми начнет прокручивать перед ним свои черно-белые начальные титры под свежую мелодию талантливейшего киношарманщика Дэнни Эльфмана.

А потом начнется изумительный пролог про Канзас столетней давности — и уже трехмерные фокусы в исполнении Джеймса Франко покажутся манной небесной. К слову, «Великий и ужасный Оз» — это ведь вообще первый на свете фильм, в котором наличие 3D заведомо оправдано. Ибо как еще зрители могли бы ощутить себя гостями настоящего Изумрудного города, если перед входом в него их не заставляли бы нацеплять на нос волшебные очки?

А уж когда экран 4:3 расширится до привычного современного формата 16:9 и пыльные черно-белые будни (точь-в-точь, как в картине 1939-го!) молниеносно окрасятся во все цвета сказочной радуги, то первоначальному восторгу, вероятно, любого и каждого зрителя не будет предела! Ведь даже в «Аватаре» попадание героя в дивный новый мир не было обставлено так роскошно и виртуозно, как это проделал Рейми.

Кадр из фильма «Оз: Великий и Могучий». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Оз: Великий и Могучий». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Таким образом, на протяжении примерно первой четверти картины очень даже запросто можно уверовать в то, что смотришь самую прекрасную киносказку из когда-либо снятых. Водопады, феечки, Мила Кунис в шляпе, полностью компьютерные, но ничуть не раздражающие леса, поля и реки невиданной доселе земли — кажется, что вся эта феерия таковой и останется до самого финала.

Но все иллюзии вмиг рассеиваются на одном конкретном моменте. Стоит в кадре появиться некрасивой, но типа того что «мимимишной» летучей обезьяне, выступающей в амплуа комика печального образа, и тут же становится ясно, что впереди нас ждет еще полтора часа клишированных приключений с несмешными шутками и излишними сантиментами (ибо «Дисней» же!).

Именно так оно и происходит. Очаровательнейшую Кунис очень скоро превращают в ту самую зеленорожую ведьму из оригинального фильма, от которой по сей день шарахаются малые дети. Вместо нее на первый план выдвигается сусальная-пресусальная Мишель Уилльямс, моментально вызывающая в зрителе гоголевское ощущение, что «в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Джеймс Франко будет небесталанно подтверждать, что именно он является ближайшим «омоложенным» аналогом Джонни Деппа, ну и так далее.

Кстати, не факт, что всем, конечно, приевшийся Депп не смотрелся бы здесь куда уместнее Франко. Джонни, в частности, великолепно удаются двусмысленные характеры, чего про Джеймса пока не скажешь. Оз в исполнении последнего напоминает персонажа не из Баума, а скорее из Мопассана. Поверхностный фат и хват, жулик и эгоист, трусоватый приспособленец и постыдный соблазнитель. Что и говорить, детишки многое почерпнут из такого портрета, особенно по части того, как им выстраивать свои будущие романтические отношения. То, как он обошелся с героиней милейшей Милы, могло бы стать темой взрослой психологической драмы, но почему-то попало в детскую сказку.

Кадр из фильма «Оз: Великий и Могучий». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Оз: Великий и Могучий». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Конечно, этой картиной «Дисней» все-таки отчасти реабилитировал себя в глазах тех зрителей, которые имели несчастье видеть фильм той же студии «Возвращение в страну Оз» 1985 года, где не было не только ни одной звезды, но и ни единой удачной находки в плане перенесения на экран фриковатого мира мистера Баума. Штука, однако, в том, что в фильме Рейми, в свою очередь, от баумовских мотивов не осталось практически ничего.

К слову, мир Фрэнка Баума (писателя, придумавшего страну Оз и написавшего про нее 14 книжек) действительно весьма «фриковат» — это вам не шестикнижие Александра Волкова про Изумрудный город, знатно проиллюстрированное Леонидом Владимирским. Можно сколько угодно обзывать советского сказочника плагиатором, но факт остается фактом: русская «страна Оз» получилась куда обаятельнее и человечнее, чем американская.

Разумеется, нет смысла уповать на то, что Голливуд когда-нибудь обратит внимание на изумительные книги Волкова — у них есть свой Баум, чьи сочинения уже больше века не перестают пользоваться популярностью. Но ведь «Дисней», взявшись за интерпретацию баумовских творений, отчего-то предпочел пойти по наихудшему пути: не использовать обильный материал сказочника, а сочинить для «Волшебника страны Оз» собственный приквел. В итоге получилось то, что только и могло получиться: великолепно реализованная, но безнадежно невнятная сказочка для самых мелких.

Евгений Новицкий, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • DrEamer 15 марта 2013 в 09:11

    Прескверная «Алиса»? Унылый «Человек-паук»? Афтар, выпий йаду.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля