Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Александр Битаров: работаем на совесть

В биографии Александра Битарова масса ярких событий и неожиданных поворотов. Работал врачом, возглавлял иркутский горздравотдел, был заместителем мэра Иркутска, а потом с нуля создал строительную компанию. Как говорит сам Александр Битаров, жизнь не стоит на месте и каждый день преподносит сюрпризы, заставляя открывать новые горизонты. О том, какие высоты председатель совета директоров финансово-строительной компании «Новый город» планирует покорять в ближайшем будущем, пойдет наш разговор.

— Александр Семенович, многие молодые люди, выбирая вуз и будущую профессию, в основном ориентируются на мнение родителей. А ваш выбор стать врачом был осознанным?
— В этом плане я не слишком отличался от современной молодежи, потому что выбирая кем стать, конечно, советовался с родителями. В конце 70-х годов прошлого века были престижными две профессии — врача и юриста. После долгих размышлений и семейных советов было принято решение идти в мединститут. Мне эта тема была ближе. В 1980 году я получил квалификацию врача-терапевта и по распределению приехал в Иркутск.

— Профессия врача давалась легко?
— Прежде чем стать врачом пришлось отучиться почти девять лет: вначале институт, потом интернатура, ординатура и только потом работа. Поэтому люди, которые идут в эту профессию, должны быть готовы к серьезной учебе. Первые годы дались очень тяжело. Молодым врачам тогда (да впрочем, как и сейчас) платили мизерную зарплату. Чтобы прожить, приходилось брать полторы ставки терапевта, потом бежать дежурить на станцию скорой помощи.

Когда меня назначили главным врачом больницы № 8 в Ново-Ленино, забот стало еще больше. На хозяйство получил старое, несколько лет не ремонтированное здание, практически без нормального оборудования, а главное — с острой нехваткой специалистов. Наверное, тогда начали проявляться мои организаторские способности, поскольку я буквально затерроризировал райисполком с просьбой отдать больнице помещение старой школы, которая уже не использовалась по назначению. Там своими силами сделали небольшое общежитие. Благодаря этому мне удалось серьезно доукомплектовать штат больницы.

— Александр Семенович, если посмотреть на вашу биографию, то, во-первых, можно удивиться быстрому карьерному взлету по медицинской линии, а во-вторых, тому, что в один момент вы практически полностью изменили свою жизнь, занявшись строительным бизнесом. Почему такие повороты судьбы?
— Порой, анализируя свою жизнь, я и сам удивляюсь, как такое могло произойти (смеется). Врачом я отработал более восьми лет, затем поступил в ординатуру и совершенно неожиданно получил предложение возглавить горздравотдел. Наверное, Юрий Александрович Шкуропат, в то время глава горисполкома, разглядел во мне организаторские способности. Эта «смесь» врача и менеджера особенно пригодилась, когда мне поручили заниматься социальной политикой в администрации мэра Бориса Александровича Говорина. Если вспомнить начало 90-х, это были переломные времена с тотальным дефицитом, огромной инфляцией, шло резкое обнищание населения. Государство ничем не могло помочь своим гражданам. В эти годы я получил бесценный опыт, научивший меня помогать людям в сложных и порой безвыходных ситуациях.

В 1991 году был принят закон об обязательном медицинском страховании. Тогда никто не понимал, что это и как с этим работать. При участии муниципалитета в 1992 году была создана акционерная страховая компания «Маски», которую я возглавил. В течение трех лет мы отстраивали новую систему страхования в медицине. Многое удалось сделать, наладить эту работу. Кстати, компания «Маски» до сих пор успешно работает на страховом рынке области.

— А какими судьбами в строительную отрасль занесло?
— Если помните 1995—1996 годы, то это был предкризисный период. Иркутск, как и многие другие города, выглядел неприглядно: разваливающиеся бараки, серые улицы, уставшие, понурые люди. Когда все рушилось, хотелось строить. Ведь нельзя жить одним днем, надо думать и о будущем. Собралась группа инициативных ребят, среди которых был только один профессиональный строитель. Решили создать компанию по типу жилищных кооперативов, которые работали в 70-е годы. Нашли участок на улице Советской с аварийными бараками, где люди жили в тяжелейших условиях, расселяли семьи, и всем коллективом (а тогда нас было 25 человек) разбирали старые дома и свалки. В итоге, чтобы построить первый комплекс, нам понадобилось почти 5 лет. За это время пережили кризис, сумели завоевать доверие людей, создали работоспособную команду единомышленников. Всего за 16 лет работы «Нового города» построили уже 8 жилых комплексов.

— Александр Семенович, несколько лет назад в Иркутске появилась мода на так называемое точечное строительство. Как вы относитесь к этой теме?
— Категорически против того, чтобы Иркутск развивался путем точечной застройки. Все эти «свечки», которые как грибы появляются то здесь, то там, уродуют архитектурный облик Иркутска, выбиваются из его исторического ансамбля. Более того, в основном точечным строительством занимаются мелкие, малоизвестные фирмы. Их задача на ограниченном участке земли построить дом, в котором желательно нужно сделать побольше этажей, быстро получить деньги за квартиры, и на этом все. В итоге в областном центре с богатыми архитектурными традициями получаем «мертвые» улицы, ставящие крест на дальнейшем развитии города. Ведь никто из этих предприимчивых людей не думает о благоустройстве территории, о возможностях старой коммунальной инфраструктуры, которая не выдерживает новых подключений, о необходимости расширения дорог, о градостроительной и архитектурной политике.

Зачастую у этих фирм начинаются финансовые трудности и возникает проблема обманутых дольщиков. Я уже не говорю о ситуациях, когда дома возводятся незаконно, без разрешений или превышают утвержденную этажность. Понятно, что появляющийся негатив ложится на весь строительный комплекс.

Мы годами зарабатываем свою репутацию, строя качественное жилье, выполняя обязательства перед нашими покупателями, сдаем квартиры в срок. Поэтому успешные ответственные строительные компании заинтересованы в развитии Иркутска, в улучшении коммунальной и социальной инфраструктуры, в получении возможностей строить комплексно с учетом продуманной на десятилетия градостроительной политики.

— В прошлом году «Новый город» сдал в эксплуатацию более 70 тысяч квадратных метров жилья. Каковы планы на будущее?
— За 16 лет мы построили в Иркутске восемь жилых комплексов, в каждом из которых от 8 до 16 зданий. Эти дома составляют единый архитектурный ансамбль, который, убежден, украшает облик нашего города. Это более 400 тысяч квадратных метров, почти четыре тысячи квартир. В каждом дворе обязательно проводим благоустройство, озеленение, устанавливаем детские площадки.

В нынешнем году в одном из жилых комплексов поставили универсальный спортивный корт. Его технические характеристики позволяют зимой заливать отличный лед для катания на коньках и игры в хоккей, а летом на устанавливаемом специальном покрытии заниматься футболом, баскетболом и другими видами спорта. Жильцы комплекса с большим воодушевлением восприняли появление такого спортивного сооружения.

Вплотную подходим к теме возведения дополнительной социальной инфраструктуры. Ведь жилья становится больше, а количество больниц, школ и детских садов остается прежним. Это крайне важная задача, и сейчас вместе с правительством области, иркутской мэрией пытаемся найти приемлемое решение этой серьезной проблемы.

В 2012 году в рамках Ассоциации застройщиков города Иркутска (АЗГИ) начали заниматься развитием застроенных территорий. Из 39 ветхих и аварийных домов в Октябрьском округе Иркутска предстоит переселить почти 500 семей. На месте старого жилья будет возведен новый комплекс. Скажу честно, проект очень сложный и затратный, но он интересен тем, что позволит создать образец современной комплексной застройки. Вместо аварийных двухэтажек появится современный, архитектурно выдержанный жилой район с зонами отдыха, удобными парковками.

— Цены на жилье — больная тема для иркутян…
— К сожалению, сформировалось устойчивое мнение, что строители умышленно завышают стоимость — ведь люди покупают и по дорогой цене. Но если на секунду отбросить законы спроса и предложения и посчитать, из чего складывается цена квадратного метра, то легко увидеть четкую взаимосвязь — чем дороже цена земли, чем выше стоимость подключения к коммунальной инфраструктуре, тем больше цена квадратного метра. Проблема не в ценообразовании, а в той неотрегулированной ситуации, которая сложилась вокруг строительной сферы.

Вот скажите, как строить недорого, если стоимость сотки земли в некоторых районах Иркутска достигает 5—7 миллионов рублей? В свое время муниципальная земля была роздана непонятно как и непонятно кому. После этого была куплена-перекуплена спекулянтами, которые задирают цены. За 16 лет работы «Новый город» от муниципалитета не получил ни одного квадратного метра земли. Всегда приходилось участки либо выкупать у частных лиц, либо расселять людей из ветхого и аварийного жилья.

Поэтому со вторым крупным проектом, реализуемым АЗГИ («Город-спутник» в Малой Еланке), застройщики выходят за границы Иркутска. Там земля дешевле в разы, и сейчас обсуждается проблема с подключением к коммуникациям. Если все пойдет по плану, то уже в начале следующего года начнем реализацию этого грандиозного проекта. Там планируются построить более миллиона квадратных метров жилья. Надеюсь, что цены будут ниже.

— В ходе нашего разговора вы неоднократно упоминали региональные и муниципальные власти, поэтому не могу не спросить о вашем серьезном опыте государственной службы и, конечно, о политике. Есть какие-либо планы продолжить работу в этом направлении?
— Действительно, опыт работы и в муниципалитете, и в правительстве области есть и, конечно же, зарывать его в песок было бы неправильно. Сейчас накопленные знания применяю в ранге советника губернатора Иркутской области. Безусловно, не менее важен опыт, полученный в Законодательном собрании Приангарья. Убежден, законотворчество — это основа для качественной работы исполнительной власти. Ведь от того, какой закон примет парламент, будет зависеть деятельность правительства, всех министерств и ведомств и в том числе муниципалитетов.

Возьмем, к примеру, тот же бюджет. Безусловно, рычаги распределения средств у областного правительства, но решение сколько и куда потратить принимают именно депутаты Законодательного собрания. У нас в стране принято недооценивать значение законодательных органов власти. Это неверно. Надо крайне тщательно, взвешенно и обдуманно подходить к выбору депутатов, какой бы уровень власти они не представляли.

— Какая работа была бы вам интересна в региональном парламенте?
— Прежде всего, это вопросы, связанные с пополнением доходной части областной казны. У нас сложилась крайне несправедливая система распределения налогов, в результате чего доходная часть бюджета все еще недотягивает до 100 миллиардов рублей. Надо понимать, что Иркутская область — это не только регион с богатыми залежами нефти, газа, руды и леса. Это субъект Российской Федерации с тяжелейшим климатом, мы находимся в зоне рискованного земледелия, не развита транспортная инфраструктура, есть опасные сейсмические районы, крайне дорогое домостроение. Идет серьезный отток трудоспособного населения и молодежи. А ведь может быть и по-другому! Нужно провести перераспределение налоговых доходов в пользу региона, чтобы вертикально-интегрированные компании и корпорации платили налоги здесь. Нельзя рассматривать Сибирь как сырьевой придаток, это в корне неверная и крайне опасная позиция.

Поэтому я очень позитивно отношусь к заявлению Сергея Владимировича Ерощенко о создании корпорации развития Иркутской области, поддерживаю те масштабные проекты развития Дальнего Востока и Байкальского региона, которые согласованы на федеральном уровне. Главное, чтобы эти инициативы не легли под сукно и было реальное финансирование.

— Александр Семенович, безусловно, вы человек занятой, возглавляете крупнейшую строительную компанию, занимаетесь политикой, сейчас активно участвуете в благотворительности. На семью и отдых хватает времени?
— В вашем вопросе есть одна неточность. Благотворительностью активно мы занимаемся уже более 15 лет, фактически с момента основания компании «Новый город». И это касается не только Октябрьского округа, но и других районов Иркутска. Продолжаем поддерживать советы ветеранов Ленинского и Правобережного округов, тесно сотрудничаем с городским Советом женщин и Союзом пенсионеров, с другими общественниками, помогаем бюджетным организациям. Для системности этой работы в прошлом году создали фонд поддержки гражданских инициатив. Из названия понятно, что мы не раздаем бездумно деньги, а продвигаем значимые, нужные проекты. Хотя стараемся не отказывать в помощи людям, попавшим в сложную ситуацию, когда спасение только в деньгах. Недаром говорят: «Делай добро, и оно вернется к тебе сторицей». Это, действительно, правда! Поэтому, когда видишь, что твоя помощь не пропала даром и идет во благо, даже мысли не возникает эту деятельность прекратить.

Что касается семьи… С годами начинаешь понимать, что лишняя минута, проведенная с близкими, заряжает новыми силами. Конечно график такой, что не всегда получается побыть вместе, поскольку суббота уже давно стала рабочим днем, а иногда захватываю и половину воскресенья.

Есть праздники, которые обязательно проводим дома, в кругу семьи. Это Новый год, День Победы, дни рождения родных. Сейчас моя главная домашняя обязанность — каждое утро отвезти младшую дочку в школу. Она у меня в нынешнем году заканчивает первый класс. Уже с трудом нахожу время для двух любимых занятий — рыбалки и катания на горных лыжах. Нынешней зимой вырваться покататься в Байкальск не удалось, а вот на рыбалку съездил. Уловом доволен!

Александр Семенович, мы как раз убедились, что вы работаете и в воскресенье, поскольку встречаемся с вами в выходной, поэтому спасибо за это интервью и удачи!
— Спасибо.

Беседовал Юрий Андреев

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля