27 июня Минобрнауки обнародовало законопроект о реорганизации академического сектора науки. Проект предполагает передачу РАН, РАМН и РАСХН в управление новой, единой «Российской академии наук». Одновременно с этим планируется передать право распоряжения собственностью действующих академий специальному федеральному органу исполнительной власти под условным названием «Агентство научных институтов РАН». Как заявил министр образования Дмитрий Ливанов, «государство — гарант сохранения имущества РАН».
Ученые усмотрели в законопроекте целенаправленную ликвидацию академий наук. Много вопросов вызывает скорость принятия законопроекта, который с ученым сообществом даже не обсуждался и авторы которого до сих пор неизвестны.
28 июня законопроект внесли в Госдуму, а 3 июля депутаты уже приняли его в первом чтении. «За» проголосовали 234 депутата (при необходимых 226 голосах), «против» — 153, один воздержался.Второе чтение назначено на 5 июля. Отсрочку второго чтения, предлагаемое общественностью, в Госдуме не поддержали.
Тактика правительства в лучших традициях Блицкрига вызвала широкий резонанс. Президиум СО РАН 28 июня опубликовал открытое письмо. В тексте письма ученые выражают недоверие к власти и высказывают опасения, что «реализация разрушительных, по нашему мнению, предложений правительства приведет к коллапсу в работе государственных академий наук, нарушит планы их работы для развития экономики, научно-образовательного и инновационного комплекса страны, программ работы в интересах крупных корпораций страны, программ научно-технического развития регионов».
Также ученые требуют отставки министра образования и науки Ливанова и «проведения открытого и гласного обсуждения имеющихся проблем с участием всех членов государственных академий наук и научного сообщества России». Аргументируют они это тем, что «Российская академия наук со времен Петра Первого самостоятельно находила пути решения проблем и расставляла приоритеты».
Академики и неравнодушные люди вышли на митинги и акции протеста. В Москве прошло шествие, в котором приняли участие около 400 человек. Акцию провел совет молодых ученых РАН, ее участники пронесли к зданию президиума академии черный гроб, на котором написано «Наука России», а затем возложили к импровизированному надгробью гвоздики. Примерно 200 человек вышли на улицы Петербурга с требованием остановить рассмотрение законопроекта. Мероприятие проводилось во дворе Петербургского научного центра РАН на Университетской набережной. Коллег из других регионов участники акции призвали объединиться в протесте. Среди лозунгов акции: «Ультралиберальное правительство в отставку», «Роснаукосервис? Спасибо, не надо», «Временщики, прочь руки от науки!».
Иркутск не остался в стороне. 3 июля на площади перед Президиумом СО РАН состоялось собрание, посвященное обсуждению законопроекта. Около 300 человек пришли поддержать позицию ученых. А позиция их такова: «ЗА изменения, ПРОТИВ ликвидации». Мы попросили нескольких иркутских ученых, чтобы они рассказали, почему выступают против законопроекта.
Мнения
Николай Илларионович Кобанов, доктор физико-математических наук Института солнечно-земной физики СО РАН:
— В нашем институте прошло уже два собрания: общее собрание коллектива трудового, потом — ученый совет, членом которого я являюсь. Я уже и там высказывался ясно, что это совершенно глупый закон. Он направлен на рейдерский захват имущества академии, вне всякого сомнения. Ведь в Москве Ленинский проспект — это огромная магистраль от площади Октябрьской, и если по нему пройти, вы устанете просто за часа два. По этому проспекту расположены институты — это такой лакомый кусок в центре Москвы! Вот в чем причина кроется.
Вадим Николаевич Нурминский, и. о. председателя совета научной молодежи ИНЦ СО РАН:
— Сейчас нами стараются полностью управлять. Такой некий диктат и некоторый оплот свободомыслия. Но научный сектор — это люди образованные, люди со своим мнением, смелые. Они могут высказываться, противостоять всем нарушениям, которые происходят в стране, проводить какие-то экспертные оценки того, что происходит. Да, у нас тоже в РАН есть какие-то проблемы, это очень печально и, действительно, их надо решать, но не таким кардинальным образом.
Алексей Викторович Петров, кандидат политических наук, заместитель декана по внеучебной работе и связям с общественностью исторического факультета ИГУ:
— Мне очень обидно, что почти половина Госдумы, члены которой сегодня будут принимать решение, которые никогда научной деятельностью не занимались, статьи не писали, исследования не проводили, сегодня они будут решать вопросы, в которых вообще ничего не понимают, к сожалению. И очень важно, что активность и гражданская позиция проявилась в Сибири: Сибирское отделение академии наук, Иркутский научный центр и Совет научной молодежи Иркутского научного центра выступили с такой инициативой о том, что нужно писать. И письмо, и проведение сегодняшнего собрания — свидетельство того, что в среде интеллектуалов, интеллигентов зреет недовольство теми мероприятиями, которые готовит нынче государство. То есть вместо того, чтобы заниматься наукой, развивать науку, ученые вынуждены ходить на митинги, по пикетам и доказывать свою необходимость этому государству — это самое последнее, что можно вообще предложить в нашей стране. Законы принимаются летом, поспешно, ни с кем не обсуждаются, соответственно, ни у кого мнение не спрашивается, скорее всего, это говорит о том, что есть какое-то «закулисье» — люди, которые уже возглавят эти организации, которые будут делить деньги, будут делить собственность.
Виктор Григорьевич Еселевич, доктор физико-математических наук ИСЗФ:
— Самое сложное в жизни — это когда происходит революция или какие-то перевороты. Мы пережили социалистическую революцию, в 90-е годы была революция, которая все моральные устои наши нарушила и подняла на вершину культ денег. Вот эта вот программа, которую предложило правительство — это очередная революция, нацеленная на уничтожение интеллекта, то есть академии наук. Но как ни странно, есть два положительных момента: первый — это то, что это толчок, а точнее, пинок, руководству нашей академии. Нас обвиняют в отсутствии работ мирового уровня. В прошлом году нами опубликована монография в зарубежной редакции, на английском языке, но не только опубликована, мы получили тут же отзывы ведущих ученых мира, которые сказали, что сделано впервые вовремя, причем сделали это мы, а не они. Таким образом, это передний фронт науки. И еще один момент: почти десять лет назад мы все добровольно перешли на меньшую ставку, то есть снизили свои оклады, потому что в противном бы случае у нас сократили наших товарищей и не на что было бы брать молодежь. Спрашивается, что это такое? Это заслуга руководства нашей академии. Так что проблема в академии существует серьезная. Но закон этот не продуман, и не просто не продуман, он юридически безграмотен!
Вот эта вот программа, которую предложило правительство — это очередная революция, нацеленная на уничтожение интеллекта, то есть академии наук.
Елена Владимировна Шабанова, кандидат технических наук ИГХ СО РАН:
— Разгром академии наук больно ударит по Иркутску: Иркутский научный центр ликвидируют, территория Академгородка отойдет городу. У города так много средств содержать его или земли просто продадут под очередной торгово-развлекательный центр? Мы все знаем, сколько проблем с территориями ИВАТУ. Академгородок — «легкие» нашего города — вырубят, потому что это район нового моста. В увеличении уровня безработицы даже никто не сомневается.
Наталья Ермакова и Алена Иванова, IRK.ru
Наша страна катится к церковному образованию в 3 класса