Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

В поисках местного мяса

В последние годы мясная продукция местных сельхозпроизводителей все больше вытесняется импортными поставщиками. И это вызывает справедливое негодование иркутян. «Как же так? — раздражены обычные потребители. — У нас что, своего мяса нет?!». Есть, убежден корреспондент IRK.ru, но его крайне недостаточно для удовлетворения рыночного спроса.

Что лежит на прилавках

На Центральном рынке, как обычно, многолюдно. На прилавках — разнообразные мясные развалы: говядина, свинина, филе и ребрышки, вырезки и лопатки. Килограмм говяжьего филе или антрекотов для жарки продают по 300—350 рублей, ребра и суповые наборы для варки — от 180 до 200 рублей за кило. Общительные и веселые продавцы уверяют — продукция свежая, от наших, а не заграничных производителей.

Скотоводческие хозяйства Баяндая, Осы, Бохана и других поселений Усть-Ордынского округа — главный и единственный поставщик здешнего мяса, по заверениям торговцев.

— Все мясо свежее. Свинину только вчера забивали и опаливали. Вот понюхайте, — продавщица Света протягивает к моему носу жирный кусок свинины. И вправду тянет горелой кожей. — Видите? Сразу из хозяйств поступает к нам.

Впрочем, с ассортиментом на прилавках все в порядке. Да и вопрос о заграничном мясе, впрочем, не ставит торговку в тупик.

— Нууу, — протягивает продавщица. — Если хотите кенгурятины какой-нибудь, берите вон там, где колбасой торгуют.

Снующие по торговому залу мясники немногословны, рубят себе и рубят очередные куски говяжьих ребер. На дотошные журналистские расспросы не реагируют.

В мясных рядах рынка «Новый», наоборот, тишина и спокойствие. Три одиноких продавщицы и один покупатель на весь отдел. Да и ассортимент мяса, мягко говоря, не богат. Говяжья мякоть обойдется в 350—380 рублей, ребра и суповые наборы — до 250 рублей за кило. Впрочем, торговцы все также убеждают покупателей, но без особого энтузиазма, что говядина и свинина поступает им от местных фермеров.

— Мясо поступает из Усть-Ордынского округа, — скучающим голосом чеканит фразу продавщица из-за прилавка. — Берите, не пожалеете.

В двух супермаркетах разных торговых сетей происхождение мерзлой говядины на прилавках так и осталось загадкой. Более вразумительного ответа, чем «вроде бы местное, а может и нет», менеджеры торговых залов дать не смогли.

Мясо. Фото IRK.ru
Мясо. Фото IRK.ru

Заграничная интервенция

Но зарубежное мясо в регион все же поставляется. Вопрос — куда и в каком виде оно доходит до потребителя? Если привозную говядину нельзя найти в рознице, то вероятно она проходит через общепит, а также на производство полуфабрикатов или колбас. Косвенно эту догадку подтверждает факт закупки парагвайского мяса, которым кормят дошколят в иркутских детсадах.

Один немногословный местный животновод, отказавшийся представиться, рассказал, что недавно свернул собственное производство говядины по причине нерентабельности. Его продукция, несмотря на вкладываемые средства и усилия, просто-напросто проигрывает импорту в цене почти в 2 раза.

Ольхонский фермер Вячеслав Халмактанов объясняет экспансию заграничных животноводов на иркутский рынок слабой поддержкой местных сельхозпроизводителей со стороны областных властей. Из-за этого, по мнению собеседника, животноводческие фермерские хозяйства развиваются медленно и не могут в полной мере обеспечить спрос населения на мясо.

Вячеслав 10 лет занимается животноводством и в своем деле полагается на себя, а не на субсидии.

Выращенное мясо он реализует через свои ольхонские точки общепита, а также через частных скупщиков. Перекупочные цены для местных мясопроизводителей, по словам собеседника, варьируются от 200 до 220 рублей за кило. Доходит ли его продукция до иркутских прилавков, фермеру неизвестно.

— Местное мясо конечно же лучше по качеству и полезнее, чем заграничное, — убежден Вячеслав Халмактанов. — Но себестоимость нашей продукции во многом зависит от цены кормов для скота, в частности зерна и сена. Тут как повезет — в прошлом году с сеном проблем не было, заготавливали свое, в этом же году неурожай — и пришлось закупать дорогое зерно, и даже сено везти из отдаленных районов. Но самое главное в том, что без реальной, а не формальной поддержки со стороны государства мы не сможем обеспечить область собственным мясом.

Улыбка мясника

Слава, мясник на одном из иркутских рынков, рубит мясо не один десяток лет. На мое высказывание о том, что на центральном рынке продают только усть-ордынскую говядину, он скептически ухмыляется.

— Да всякое мясо там продают — и наше, и зарубежное, — рассказывает Слава. — Как и во всех городских рынках и магазинах: что хозяин точки привез, тем и торгуют. Только никто из продавцов никогда не признается, откуда мясо поступило на самом деле. В супермаркеты привозное мясо поступает уже давно. И, к слову, если местные мясокомбинаты по большей части берут на колбасу российское мясо, то производители в западной части страны перешли на импортное сырье.

Причины столь активной экспансии заграничной говядины и свинины на рынок Приангарья мясник объясняет просто. Мясопроизводители из той же Бразилии давно выращивают скотину на убой с помощью специальных кормов и стимуляторов. Это позволяет вырастить будущую тушу весом до 400 килограммов за 8—10 месяцев. А местные фермеры и крупные животноводческие хозяйства, работая «по старинке», за это же время успевают откормить скотину только до 150 килограммов.

Мясо. Фото IRK.ru
Мясо. Фото IRK.ru

— Усть-Ордынские животноводы давно не производят мясо в достаточных количествах, — рассказывает Слава. — Так, в основном для себя выращивают скотину. Если остаются излишки — везут на рынок торговать. Есть несколько крупных производителей, но и они серьезно не влияют на поставки мяса. Не везут мясо даже из Бурятии — дорогая логистика.

А вот замороженную говядину с Алтая, как ни странно, в Иркутскую область везти выгодно. Несколько размороженных кусков говяжьей туши Слава уже приготовил для рубки. Однако импорт импорту рознь. Для примера наш собеседник приводит мясо из Монголии, не уступающее по качеству и вкусу продукции местных животноводов. Но и его в последнее время завозят в наш регион в разы меньше, чем лет 15—20 назад.

— А вообще, у заграничного мяса ни цвета, ни запаха, да и на вкус трава-травой, — признает Слава. — При этом просто так, на глаз, определить качество и производителя говядины непросто, да и по запаху не всегда понятно — свежее мясо или нет. Можно попробовать такую проверку: если говядина на срезе липнет к руке, значит товар лежалый или перемороженный.

***

Как пояснили в региональном Роспотребнадзоре, ничего страшного в сложившейся ситуации нет. Мясо из-за рубежа завозили в Иркутскую область всегда.

Завоз импортной говядины — это обычная практика. При завозе поставщиками соблюдаются условия доставки и хранения, а само мясо соответствует по всем нормам, нарушений в технологиях не регистрируются. Поэтому это только выбор потребителя — покупать заграничное мясо или нет.

Но у Славы свое мнение на этот счет. Выводы, как говорится, делайте сами.

— Есть у меня приятель Дима, у него своя шашлычка, — рассказывает мясник. — Когда он жарил шашлыки из местного мяса, у него отбоя от клиентов не было, полгорода ездили к нему поесть. А потом он в один прекрасный момент перешел на импортных поставщиков и резко испортил себе репутацию. Дима так потом снова вернулся к местным производителям, но вернуть прежний уровень доверия клиентов до сих пор не получается.

Андрей Щепин, IRK.ru

Использована фотография с сайта www.agrobk.ru

  • groz 28 сентября 2013 в 08:14

    Интересно, а как журналист определил одинокие продавцы на рынке «Новом» или заняты. А если по теме , то мяса местного в достаточном количестве на рынках города. Импортное мясо видно сразу ( оно же в глубокой заморозке и без костей в основном, намного дешевли парного мяса). Потребитель выбирает…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля