Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Повезет — не повезет

Каждое утро иркутяне, добирающиеся на работу на общественном транспорте, в прямом смысле испытывают судьбу. Повезет — не повезет: в один день маршрутки и автобусы попадаются регулярно, в другой — можно простоять хоть час и не увидеть ни одного. Горожанам, живущим рядом с конечными остановками маршруток, везет чуть больше. Но легче от этого не становится никому. Корреспондент IRK.ru проехал по маршруту № 64 «Университетский — предместье Рабочее», потолкался в очередях и покатался в часы пик, пытаясь выяснить причину транспортной неразберихи.

Холоднокровные

Холодное пасмурное утро. Пронизывающий октябрьский ветер явно не настраивает на позитив. Да и откуда ему взяться, если каждый иркутянин, регулярно пользующийся городским общественным транспортом, знает, что в ожидании долгожданного автобуса, порой, приходится мерзнуть по полчаса, а то и по часу.

Характеристика нынешнего состояния общественного транспорта Иркутска — хаос. Убедиться в этом может каждый, просто стоя в определенное время на одной и той же остановке хотя бы несколько дней подряд. И транспортные мытарства иркутян начинаются с отправных, то есть конечных пунктов множества маршрутов.

К слову, конечные остановки в Иркутске — своеобразные островки цивилизации. В спальных районах садиться в транспорт, отстояв в живой очереди, давно стало нормой, неким негласным коллективным договором, который никто не нарушает. Редкие беседы ожидающих ведутся тихо, даже по телефону здесь разговаривают вполголоса. Очередь на маршрутку возникает сама собой и исчезает после того, как все ожидающие рассядутся по маршруткам.

— Я вот уже который раз опаздываю на работу из-за этого, — признается стоящая передо мной в очереди девушка на остановке «Университетский микрорайон». — Года полтора назад такой проблемы не было, тогда маршруток было больше. А сейчас иногда стоишь-стоишь и ничего. Плюнешь, пойдешь к объездной, на нижнюю остановку. Там хоть автобусы битком, но что поделать?

Года полтора назад такой проблемы не было, тогда маршруток было больше.

Признаться, спустя 20 минут ожидания очереди на маршрутку № 64 мне стало даже немного стыдно за то, что, просто катаясь, я отбираю у другого место в маршрутке. Вдруг человек, стоящий сразу за мной, куда-то очень спешит?

Впрочем, совесть мгновенно умолкает, когда промерзшие ноги заносят тебя в теплый салон. Жалость к ожидающим в очереди совсем пропадает, когда сквозь заторы маршрутка пробирается к следующей остановке. Здесь хрупкие женщины, закаленные в транспортных боях, не уступают мужчинам в сражении за клочок места в битком набитых автобусах и без зазрения совести просят потесниться на узком сидении маршрутки. Натужно скрипя рессорами, очередной перегруженный автобус выруливает из остановочного кармана в плотный дорожный поток.

Люди на остановке. Фото IRK.ru
Люди на остановке. Фото IRK.ru

Впрочем, не всем иркутянам везет пользоваться организованной посадкой на транспорт. На конечной остановке в микрорайоне Первомайский в часы пик за место в маршрутке или автобусе идут настоящие бои. На последующих остановках ситуация уже не так плоха, но маршрутки с «конечки» проезжают мимо них уже битком набитые народом.

— Очереди никакой нет и в помине, люди бегут на маршрутки аж через дорогу, чтобы сесть, пихаются, толкаются. Или садятся на противоположной стороне и делают круг по микрорайону, — рассказывает жительница Первомайского Юлия. — Та же ситуация с автобусами, если их по утрам мало. Я думаю, что такой ажиотаж на маршрутки объясняется просто — микроавтобусы обычно объезжают пробки, а автобусы едут напрямую. Одно время, когда регулярно ходили микроавтобусы по 49-му маршруту, за места в них шла настоящая война. А все потому, что они ехали через железнодорожный вокзал, то есть немного быстрее, чем по 21-му — через пробки по Маяковского.

Утренние и вечерние пробки — это, конечно, беда Иркутска, общая для всех — как для водителей и пассажиров общественного транспорта, так и для владельцев личных авто. Но плохо то, что иркутяне стали считать эту проблему неразрешимой, смиряясь с текущим положением вещей.

В заторах каждый иркутянин молчит, коротая время в пробках как умеет. Кто-то отгораживается от окружающих музыкой в наушниках, кто-то читает (если удается отхватить сидячее место), или же просто меланхолично глядит в окно о чем-то, кажется, крепко задумавшись. Заговорить с незнакомыми тебе людьми в общественном транспорте крайне проблематично. Многие просто не реагируют на вопросы и восклицания, или же смотрят на тебя, как на идиота.

— Да понакупили все своих иномарок! А ты сиди теперь, жди не пойми чего, — восклицает сидящая рядом немолодая женщина в ответ на высказанное мной недовольство ежеутренними пробками, злобно сверкнув глазами в сторону водителя маршрутки.

К сожалению, запала благородного гнева собеседницы хватает ненадолго. Под недоуменными взглядами соседей она резко замолкает и отворачивается к окну. Видимо, из боязни приковать к себе хоть какое-то внимание. Меня же по пути из Университетского в Рабочее за попытки разговорить людей окружающие оценивали иначе — с большим подозрением.

Своим коллективным молчанием пассажиры прощают маршрутчикам все — курение за рулем, отклонение от маршрута, нарушение ПДД, рваные и сломанные сидения, незакрывающиеся двери, неработающие спидометры, адскую жару летом и жуткий холод зимой. Ну, признайтесь, дорогие читатели, сколько раз вы закрывали глаза на явный дискомфорт, оправдывая себя простым желанием хоть как-то добраться из пункта А в пункт Б? На моей памяти было только три случая, когда пассажир отчитывал водителя. Пару раз высказывал претензии и я. Но стоит обернуться в салон, надеясь увидеть поддержку, возмутитель спокойствия видит только каменные лица с молчаливым укором в глазах, мол, не трогайте нас, пожалуйста. И душевный порыв затихает сам собой, уступая коллективному равнодушию.

Есть в моей практике и такой показательный случай. В прошлом году в одном из рейдов нашей акции «Безопасный автобус» интеллигентная на вид девушка подошла к автоинспекторам и на полном серьезе их отчитала за то, что они запугали «бедных» маршрутчиков. Мол, из-за наших проверок возле аэропорта водители в ультимативной форме требовали пассажиров выходить, отказываясь ехать до конечной.

Неудивительно, что после часового прорыва по утренним пробкам водитель нашей 64-й маршрутки без зазрения совести как минимум три раза нарушил ПДД и пару раз объезжал пробки окольными путями. Два водителя маршруток, стоявшие на конечной в предместье Рабочем, были немногословны, но твердо уверены в своей правоте.

— Да что тут говорить, нормально мы ходим, — возмущался крепкий мужик восточной внешности, периодически поплевывая себе под ноги. — Ну бывает, иногда не выходят какие-то машины на линию, но ничего страшного не происходит. А так смотрите, какие ходят с Университетского 61-е маршрутки? Все раздолбанные, старые. У нас же эти «пежики» и «форды» всякие, новые. Чего люди возмущаются?

А возмущаться есть чему. В 2012 году в Иркутске сотрудники ГИБДД зафиксировали 321 нарушение в сфере пассажирского транспорта. Из этого количества 185 случаев — ДТП по вине водителей автобусов и маршруток. Из 23 аварий с пострадавшими 13 случились по вине водителей общественного транспорта. В них было ранено 42 человека и 1 человек погиб.

Почему все так, а не иначе?

В который раз мы вынуждены признать, что в маршрутном хаосе виноваты все — пассажиры, водители и представители муниципалитета. Но главное — до сих пор попытки наладить диалог между заинтересованными сторонами не привели к наведению порядка.

В апреле этого года городские перевозчики бастовали против низкой цены проезда как минимум трижды. Маршрутчики хотели привлечь внимание властей к своим проблемам и грозились устроить транспортный коллапс, если их требования о повышении не будут выполнены. Но проблемы возникают уже сами собой, без всяких забастовок. По словам председателя НП «Объединение автотранспортных предприятий Иркутска» Сергея Ошуркова, недовольство жителей Университетского в плане недостатка машин на линиях — не уникально.

— Из-за низкой цены проезда водители сейчас просто бросают работу, отчего и машин на линии становится меньше, — объясняет Сергей. — В результате проблема с нехваткой машин затрагивает все районы города. Кроме того, график движения зачастую трудно выдерживать из-за постоянных пробок.

И если пять лет назад, на начало 2008 года, в Иркутске только официально было зарегистрировано 1100 маршруток и 414 автобусов, на 1 января 2013 года — уже 630 маршруток и 467 автобусов. И это при том, что в городе 91 действующий маршрут общественного транспорта (из них 75 — автобусных, 6 трамвайных маршрутов и 10 троллейбусных). В 2008 году автобусных маршрутов было на девять больше.

Если на начало 2008 года в Иркутске официально было зарегистрировано 1100 маршруток и 414 автобусов, на 1 января 2013 года — уже 630 маршруток и 467 автобусов.

Не лучше ситуация и у муниципального перевозчика — МУП «Иркутскавтотранс». Согласно данным администрации Иркутска, в городе на 30 городских и 26 садоводческих маршрутов выходят 125 муниципальных автобусов. А значит, перекрыть все транспортные потребности населения МУП не в силах.

Полуэкспрессное сообщение, запущенное в начале октября, оценивать пока рано. Одно можно сказать точно — по утрам «скорые» автобусы стоят в дорожных пробках наравне со всеми остальными участниками движения.

***

Что же должно произойти, чтобы был наведен порядок на рынке городских перевозок? Городские власти и частные перевозчики уже который год просто не слышат друг друга, обмениваясь высказываниями в духе «сам дурак». Да и сами перевозчики до сих пор не могут объединиться и выступить единым фронтом, продавив наконец в региональной тарифной службе обоснованную, на их взгляд, стоимость проезда.

Пассажиры, непосредственные потребители услуг общественного транспорта, не могут или просто не хотят адекватно выразить свой протест, ограничиваясь кухонной руганью и едкими комментариями на сайтах. Все вместе — пассажиры, власти и перевозчики — друг друга молчаливо ненавидят, не решаясь лишний раз вслух, в лицо, высказать свою позицию.

Так что должно произойти, чтобы была нарушена эта неприятная «гармония»?

Официально

Официальный комментарий администрации города на этот материал пока готовится. Предварительно в ведомстве уточняют, что подобные затруднения горожан носят сезонный характер. К примеру, осенью пассажиропоток традиционно увеличивается, что закономерно доставляет иркутянам определенные неудобства.

За последнее время в городской департамент транспорта поступило несколько жалоб на плохую работу общественного транспорта от жителей спальных районов Свердловского округа. Все эти обращения отрабатывают соответствующие специалисты, при необходимости они обзванивают частных перевозчиков, работающих на тех или иных маршрутах, и по возможности запускают дополнительные муниципальные автобусы в проблемные микрорайоны. Кроме того, для жителей микрорайонов левобережной части Иркутска сейчас прорабатываются три дополнительных полуэкспрессных маршрута. Но запущены они будут только после разрешения на проезд общественного транспорта по Академическому мосту.

Андрей Щепин, IRK.ru

  • Андрей Рыков 6 июня 2014 в 15:15

    Прочитав все отзывы, можно сделать вывод - «Мировое правительство» Добралось до Иркутска…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля