Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как контролируют продавцов алкоголя?

К борьбе за здоровый образ жизни в России принято относиться иронично — мол, если травлюсь табаком и алкоголем — это сугубо личное дело и никого не должно касаться. Между тем статистика смертности от злоупотребления, к примеру, горячительными напитками в Иркутской области, указывает: контроль в этой сфере нужно ужесточать. Люди продолжают травиться «паленой» водкой, и летальных исходов в Приангарье хватает.

Так, к примеру, по информации Иркутскстата, число умерших за 9 месяцев 2013 года только в городе Иркутске составило 48 человек, что на 16 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года (за 9 месяцев 2012 года — 32). Заявленное иркутскими полицейскими снижение (с 62 эпизодов в прошлом году до 41 эпизодов в этом) официальными статистическими данными не подтверждается — в реальности никакого снижения количества летальных исходов от алкогольных отравлений в Иркутске не наблюдается, отмечают в Иркутскстате.

В чем причина такого положения дел?

По мнению специалистов, муниципалитеты слабо контролируют ситуацию с оборотом алкоголя: лицензии-то выдают исправно, а вот как по этим лицензиям работают многочисленные фирмы, особо не смотрят.

К слову, в 2013 году служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области провела 27 проверок исполнения государственных полномочий 25 муниципальными образованиями Иркутской области. Напомним, в регионе действует закон, наделяющий муниципалитеты госполномочиями по контролю за оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В результате проверок выявлены многочисленные нарушения. Самое распространенное — неэффективный лицензионный контроль со стороны МО. Так, например, в Усть-Илимском районе на 2012 год из 15 действующих организаций в ежегодный план плановых проверок были включены только две фирмы, проверена одна. На 2013 год из 16 действующих организаций по согласованию с органами прокуратуры в план проверок включено только две.

Рейд в Усть-Ордынском районе. Фото пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области
Рейд в Усть-Ордынском районе. Фото пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области

В Чунском районе в 2012 году в ежегодный план проверок из действующих 23 организаций с органами прокуратуры согласовано включение только 6. На 2013 год не согласовано проведение ни одной плановой проверки. Протоколы об административных правонарушениях за проверенный период не составлялись.

В Усть-Илимске в 2012 году из действующих 57 организаций в ежегодный план плановых проверок включена только одна. Однако даже эта проверка не была проведена в связи с нарушением лицензирующим органом сроков уведомления о проведении этой проверки. На 2013 год из 58 организаций по согласованию с органами прокуратуры в план проверок включено всего 11.

В Катангском районе при проведении в марте 2013 года плановой выездной проверки выявлено, что в отношении ООО «Дарья», где были зафиксированы нарушения, не приняты необходимые меры. Однако наиболее грубые нарушения при выдаче лицензий на розничную продажу алкоголя и ведение лицензионного контроля выявлены в Иркутске, отмечают в региональной службе потребительского рынка и лицензирования.

В 2012—2013 годах служба провела три внеплановые проверки в Иркутске. Установлено, что в план включены не все организации при наличии оснований для этого (на 2013 год не включено 167 фирм). По двум организациям не направлены в суд заявления об аннулировании лицензий. Не составлены протоколы об административном правонарушении при наличии оснований (в 2012 году — на 18 фирм, в 2013 году — на 12). За первое полугодие 2013 годa соотношение количества протоколов об административном правонарушении с количеством проведенных проверок составляет по Иркутску 4,5 %, что почти в 5 раз меньше, чем в среднем по области. В отношении ряда организаций плановые проверки в Иркутске не проводились более 8 лет. Грубые нарушения выявлялись в городе и при предыдущих плановых проверках, отмечают в региональной службе потребительского рынка.

Рейд в Иркутске. Фото пресс-службы УМВД по городу Иркутску
Рейд в Иркутске. Фото пресс-службы УМВД по городу Иркутску

К слову, в 2013 году по результатам мониторинга, проводимого по обращениям, поступившим на телефонную горячую линию, в Иркутске выявлен 161 торговой объект, который работает с нарушением установленных законодательством требований (без правоустанавливающих документов, в нестационарных торговых объектах, в ночное время, без лицензий и так далее).

В связи с тем, что муниципалитеты по разным причинам неэффективно контролируют ситуацию с оборотом алкоголя, в областном правительстве решили предпринять ряд мер. В частности, предлагается внести изменения в приложение 1 к закону Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Речь идет об изъятии у муниципалитета полномочий по контролю за оборотом алкоголя, с которыми город попросту не справляется.

Оснований для этого достаточно, отмечает разработчик. Согласно статье 6 ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об организации потребления (распития) алкогольной продукции», выдача лицензий на розничную продажу алкоголя является полномочием субъекта РФ. На территории Иркутской области государственные полномочия в этой сфере (также по закону) были переданы муниципалитетам. Однако в том случае, если какое-то МО не справляется со взятыми на себя обязательствами, полномочия у него могут быть изъяты и переданы обратно — на уровень области.

Разработчики законопроекта уверены: перевод государственных полномочий на областной уровень позволит качественнее исполнять эту социальную и экономическую функцию. При этом будет обеспечена и экономия бюджетных средств. Дело в том, что финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных МО, осуществляется за счет средств из областного бюджета, которые перечисляются в муниципальную казну. В 2012 году из областного бюджета на осуществление госполномочий в бюджет Иркутска было перечислено 3,2 миллиона рублей, в 2013 году предусмотрено 3 миллиона.

Но главное в этом вопросе даже не это, отмечают в службе потребительского рынка: прежде всего речь идет о безопасности продукции, которую потребляют горожане. Этот важнее, чем миллионы сэкономленных средств.

Мария Щербакова, IRK.ru

  • Warlock80 19 ноября 2013 в 13:30

    сначала полностью уничтожили контроль за оборотом алкогольной продукции, теперь будут искать виноватых. Не ту страну назвали Гондурасом!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля