Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Маршрутчиков заманивают в МУП

Очередная, четвертая в ушедшем году, забастовка иркутских водителей маршрутных такси и автобусов состоялась в Иркутске 25 декабря. Протест недовольных частников затронул жителей спальных районов, вынужденных больше часа ждать хоть какого-то транспорта на 30-градусном морозе. И примечательно, что последний протест частных перевозчиков неожиданно привел к определенным сдвигам со стороны городских властей. Ранее чиновники администрации Иркутска лишь отмахивались небольшими формальными комментариями по поводу забастовок.

Движение навстречу

В день последнего протеста сразу после брифинга для журналистов с бастующими маршрутчиками встретилась заместитель начальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации Иркутска Юлия Гордина. На собрании присутствовали больше десяти водителей, работающих на маршрутах № 7, 21, 49 и еще нескольких. Бастующим водителям автобусов Юлия Гордина предложила работать в партнерском взаимодействии с муниципальными предприятиями «Иркутскавтотранс» и «Иркутскгорэлектротранс». Это тем удивительно, что раньше подобного внимания со стороны муниципалитета не было ни в апреле, ни в начале декабря, когда шоферы также массово не выходили на линию, бессильно пытаясь обратить на себя внимание из-за низкой цены проезда.

По словам чиновницы, переход на партнерские взаимоотношения частных перевозчиков по договорам фрахтования с транспортными МУПами — «Иркутскавтотранс» или «Иркутскгорэлектротранс» — оградит перевозчиков от несправедливых поборов со стороны владельцев частных лицензий на городские перевозки.

Ситуация на рынке такова: транспортные компании, владеющие лицензией на городские маршруты, собирают своеобразную «дань» с водителей и собственников маршруток и автобусов на право зарабатывать на маршруте и получать маршрутные листы при выходе на линию. Эта сумма, по словам бастующих водителей, варьируется от 4 до 10 тысяч рублей в месяц. При этом, по словам самих водителей, никаких соцгарантий владельцы лицензий своим работникам не предоставляют.

Юлия Гордина:
— У водителей, как правило, отсутствуют все необходимые документы — лицензии, медицинский осмотр, технический осмотр. В свою очередь муниципальные предприятия предлагают огромный перечень преимуществ, начиная от регулярного медицинского и технического осмотра и заканчивая своей ремонтной базой и теплой стоянкой. Для самих водителей это официальное трудоустройство, стаж, социальный пакет, гарантии безопасности, заработной платы.

Юлия Гордина отметила, что переход автобуса или маршрутки на баланс одного из двух муниципальных предприятий можно осуществить в любое время, как только на это решатся сами водители. В случае перехода маршрутчики законно смогут поднять цену на проезд в своих автобусах до 13 рублей — стоимости, утвержденной постановлением администрации города Иркутска для муниципального транспорта.

Одновременно с этим водителям введут план по перевозке определенного количества пассажиров. Диспетчеры муниципального предприятия будут жестко контролировать расписание движения и техническое состояние автобуса или маршрутного такси.

Присутствовавшие на встрече водители автобусов с воодушевлением восприняли предложение и одобрили уход от частных компаний-перевозчиков. По их словам, это, возможно, позволит наконец избавиться от того бесправного положения, в котором они сейчас находятся.

Сергей, бастующий водитель маршрута № 64:
— Предложение, конечно, интересное. Но нужно разобраться и серьезно подумать над этим. Если владельцы маршрутов не могут обосновать повышение, то надо рассмотреть предложение администрации. Обсудим с коллегами. Решит ли это наши проблемы, пока сказать не могу.

В конце беседы представители администрации предложили провести в ближайшее время совещание инициативной группы водителей с представителями муниципальных предприятий.

Конструктивный разговор

Свое обещание Юлия Гордина выполнила уже через несколько дней. На разговор с представителями транспортных МУПов 30 декабря инициативные маршрутчики пришли в здание департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации города Иркутска.

На выбор водителям предложены несколько вариантов взаимодействия с одним из городских МУПом — создать свое ИП или же объединиться в общее частное предприятие, минуя посредников в лице владельцев лицензий на городских маршрутах. В этом случае муниципалитет может строить договорные отношения с каждым водителем в отдельности, компенсируя расходы и обслуживая их машины в обмен на качественные и бесперебойные транспортные услуги. Маршруты, на которых работают частники сейчас, при желании они могут за собой сохранить.

Заместитель директора по эксплуатации МУП «Иркутскавтотранс» Олег Лаповок отметил на встрече, что в этом случае маршрутчикам придется отказаться от транспортной «вольницы», когда на маршрут водители выходили, когда им заблагорассудится. Нужно быть готовым раскрыть свои доходы и расходы. Доходность, по словам специалиста, рассчитается очень просто: объем перевезенных людей за один рейс высчитываются по определенным коэффициентам согласно вместимости транспорта, а количество рейсов в день легко отслеживается по ГЛОНАССу.

Олег Лаповок:
— Арифметика простая. Соответственно, вы должны вести учет всех расходов по эксплуатации своего транспорта, все затраты. Почему, когда вы находитесь во взаимодействии частных перевозчиков, обосновать тариф не можете? Потому что эти документы никто не собирает. У нас не администрация Иркутска отвечает за тарифообразование, а областные власти.

Здание администрации Иркутска. Фото Владимира Смирнова
Здание администрации Иркутска. Фото Владимира Смирнова

Интерес у муниципалитета простой — в городе необходимо наладить бесперебойную и качественную работу общественного транспорта. А для этого необходимо, прежде всего, чтобы городской общественный транспорт, выходящий на линию, двигался по расписанию, а сами автобусы находились в хорошем состоянии и не представляли угрозу для пассажиров и других участников движения — все то, за что иркутяне ругают городские власти.

Нужно, чтобы прозрачность и качество их работы позволяла поддерживать высокий уровень сервиса и оправданное повышение цены проезда без оглядки на остальных участников рынка. В этом вопросе администрация Иркутска уже не видит союзника в лице большинства владельцев лицензий и руководителей компаний перевозчиков, и на то есть своя причина.

Юлия Гордина:
— Необходимо понимать, что обоснование тарифа — это очень долгий процесс, связанный со сбором отчетности как минимум за полугодие и не менее чем у 10 транспортных компаний. Поэтому мы в помощь предпринимателям-перевозчикам выделили специалиста-аудитора, чтобы на основании отчетности по доходам и расходам получить более высокую цену проезда. Однако после некоторого времени работы с перевозчиками аудитор ответил мне, что у них не только нет необходимых документов, но и сами компании не желают этим заниматься. Из 10 компаний-перевозчиков, необходимых для обоснования тарифа, способны это сделать только шесть предприятий.

***

Впрочем Юлия Гордина отметила, что у перевозчиков вряд ли будет еще один год для сбора отчетности. В планах администрации, согласно новым положениям Минтранса РФ, ввести ряд жестких мер по наведению порядка на маршрутах городского пассажирского транспорта.

Юлия Гордина:
— Задача наша — навести общий порядок в городе. Мы, муниципалы, можем легко обосновывать повышение тарифа, потому что у нас все подотчетно. На автобусы большой вместимости уже есть заключение службы тарифного регулирования по цене проезда в 16 рублей. Но не только частным перевозчикам, но и нам выгодно с ними взаимодействовать. Но чтобы пойти по обоснованной цене проезда, нужно объединить как минимум 40 % перевозчиков, чтобы нас контролирующие органы не обвиняли в демпинге.

Детали коренных преобразований в сфере городского общественного транспорта чиновники администрации Иркутска пока не разглашают. Впрочем, ждать их осталось недолго. Известен срок внедрения нововведений — не позднее, чем через два месяца. Как будут развиваться события, покажет только время.

Маршрутчики же пока скептически относятся к предложенным вариантам работы, но готовы идти на диалог с муниципалами. После совещания присутствовавшие на встрече частные перевозчики крепко задумались о перспективах сотрудничества с транспортными МУПами и размышляют об этом до сих пор. Что ни говори, а недоверие между муниципальными перевозчиками и частниками, копившееся годами, дает о себе знать до сих пор. Удастся ли его преодолеть, зависит от договороспособности представителей обеих сторон и способности держать слово.

Еще одно серьезное опасение частников, решающих перейти под крыло муниципального предприятия, — вероятная месть со стороны бывших коллег. Поджоги и разбитые стекла машин «перебежчиков» могут стать реальностью, если процесс объединения и муниципальных перевозчиков все же сдвинется с мертвой точки. Остается надеяться, что возможные усилия по дестабилизации обстановки и срыву реформ не повлияют на решимость участников рынка привести наконец в порядок сферу городских транспортных перевозок.

Андрей Щепин, IRK.ru

  • borman821 18 января 2014 в 01:14

    Можно и по шестнадцать платить адекватным водителям на хороших автобусах!!! Лишь бы только город избавился от «трудолюбивых соотечественников» управляющих «вёдрами с гайками»-порой страх берёт когда эти джигиты гоняться начинают дабы прихватить одного лишнего пассажира!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля