Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Гражданин особого мира

Какая она, жизнь учителя вдали от большого города? Насыщенная, интересная и какая-то особенная. Галина Владимировна Васильева более 30 лет работает педагогом в школе № 2 поселка Балаганск. Она рассказала об особенностях работы учителя поселковой школы, также поделилась проблемами, с которыми приходится сталкиваться.

Вопроса о выборе профессии у Галины Васильевой не было – мама всю жизнь работала учителем в селе Каменка Нижнеудинского района. Поэтому после восьмого класса наша героиня поступила в Иркутское педагогическое училище № 1.

— Я прошла подготовку для учителей начальных классов. Она включала уроки игры на музыкальных инструментах, основы изобразительного искусства, — рассказывает учитель. Также нас обучали рукоделию и работе с различной техникой. Очень хорошо учили русскому языку. Повезло и с однокурсниками — у нас был веселый и дружный коллектив.

В студенчестве Галина вышла замуж. Ее супруг в том же училище на год раньше окончил физкультурное отделение и по распределению попал в Балаганск. Через год она приехала к нему. Стала работать учителем начальных классов.

Галина Васильева:
— В коллективе встретили хорошо. Моей наставницей была Клавдия Ивановна Трофимова, ветеран Великой Отечественной войны. Мы в паре вели занятия в группе продленного дня. Она научила многим педагогическим тонкостям. Через три года меня перевели на должность учителя истории. К тому времени я получила дополнительное образование.

Школа в Балаганске
Школа в Балаганске

Как вспоминает Галина Владимировна, в 90-е даже пыталась уйти из школы. На тот момент у них с мужем было трое детей, а зарплаты маленькие. Прокормить семью двоим учителям было проблематично.

Поэтому Галина Васильева перевелась в районную администрацию, где работала специалистом отдела по труду. Долго там работать она не смогла.

— По-видимому, школа — это особый мир. Если ты почувствовал себя его гражданином, то изменить ему, даже если будешь в материальном выигрыше, не сможешь. Из моих коллег еще двое уходили, но возвратились обратно, — вспоминает она. — У нашей профессии много минусов, но главный плюс — в общении с детьми. А какое удовольствие испытываешь, когда удался урок!

По мнению Галины Васильевой, учитель всегда на публике. Он актер, который владеет вниманием класса, управляет личностным ростом детей.

— Мы готовим ребят к жизни в большом мире. Самая главная награда за труд — это хорошая репутация учителя, отзывы о твоем труде выпускников. Чем выпускники старше, тем ценнее их внимание и благодарность за труд учителя, — считает педагог.

Повседневные задачи

Как рассказала педагог, для обучения используются различные методики — учитывается возраст, особенности восприятия, темперамента. В младших классах эффективны игровые приемы. В средних и старших — технология критического мышления, технология дебатов, кейс-технологии (изучение нового материала на основе анализа исторических документов и другие).

— Учитель и учебник не должны быть единственными источниками знаний. Моя задача — научить отбирать, анализировать, творчески применять знания. Детей надо научить фактам и их доказательной оценке. Конечно, всегда надо заботиться о сохранении здоровья детей.

В укладе поселковой школы есть свои особенности — тепло и внимание, дружественные отношения в коллективе, высокий уровень сплоченности.

По словам педагога, воспитанники Балаганской школы приучены к труду — содержат в чистоте школьный двор, ежегодно озеленяют территорию.

Галина Васильева:
— Дети у нас добрые, открытые, доверчивые. Родители в основном понимают проблемы школы и поддерживают нас. Большой минус — в отдаленности от областных учреждений культуры. То, что для городских детей является привычной средой, для наших ребят незнакомо. Конечно, мы можем провести виртуальные экскурсии, но, согласитесь, это совсем не то. Мы стараемся делать все возможное, чтобы наши дети посещали музеи, ездили на экскурсии. На весенних каникулах я с коллегой впервые везу группу ребят в Китай.

Галина Владимировна рассказала, что она и ее коллеги регулярно повышают квалификацию. В основном делают это дистанционно через интернет. Новые пособия покупают в интернет-магазинах за собственные средства. Стараются своими силами улучшать процесс обучения. К сожалению, их сил на все не хватает. В школе есть проблема с программным обеспечением, бывают перебои с интернетом. Не всегда приходят необходимые материалы для подготовки к аттестации. Остро стоит и вопрос о материальном доходе и новых кадрах.

— Хотелось бы, чтобы уровень средней заработной платы педагогов рассчитывался за ставку заработной платы. В реальности учителя работают на 1,5—2 ставки, то есть фактически за двоих человек, а зарплата приравнивается к средней по промышленности (на производстве, как правило, оплачивают одну ставку заработной платы). В сельских школах работает молодежь, сейчас их неплохо поддерживают. Проблема в том, что, проработав 5 лет и получив категорию, молодые специалисты все равно уезжают в город.

Анна Рябова, IRK.ru. Фото из личного архива Галины Васильевой

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • IA 6 марта 2014 в 16:36

    симпатичная женщина. дарю розу
    уважение к таким людям, кто учит детей на селе. не бежит в город, поддерживает культуру на селе.
    дарю розу дарю розу дарю розу дарю розу дарю розу

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля