Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Предложения принимаются

15 апреля депутаты Госдумы РФ большинством голосов в первом чтении приняли поправки в федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Предполагаемые изменения уже на этапе законодательной инициативы вызвали много споров и сейчас активно обсуждаются на всех уровнях власти. Как готовятся к принятию изменений муниципальные и региональные власти Иркутской области, выяснял корреспондент IRK.ru.

Пока нет ясности

Для начала нужно вкратце описать суть грядущей реформы местного самоуправления, которая коснется всех регионов России без исключения. К слову, идея реформирования МСУ принадлежит президенту РФ Владимиру Путину. В своем последнем обращении к Федеральному собранию он предложил изменить систему власти на местах и приблизить ее к народу.

По итогам первого чтения предполагается ввести новую структуру муниципального самоуправления. В частности, вводятся новые виды муниципалитетов — «городские округа с делением на районы» и «внутригородские районы». По иному сформируется и система власти. В новых муниципалитетах должны появиться свои думы.

Внутригородские муниципалитеты делегируют своих представителей в общегородской орган, который будет избирать мэра. Административно-хозяйственное управление округами возьмут на себя сити-менеджеры, работающие по контракту.

Под реформу попадает ряд крупных городов России. В нашем случае — Иркутск, Ангарск и Братск. Эти города могут децентрализовать (то есть разделить на самостоятельные районы-муниципалитеты) и кардинально изменить всю существующую систему управления, в том числе с ликвидацией выборных должностей мэров и дум общегородского уровня.

По словам заместителя председателя избирательной комиссии Иркутской области Ильи Дмитриева, пока поправки не приняты Госдумой, региональные и муниципальные избиркомы будут работать по прежнему законодательству. Соответственно, пока перечень предстоящих выборов — плановых и внеплановых — формируется по действующему избирательному законодательству и существующей системе муниципального самоуправления. Если бы никакой реформы МСУ не было, то в Единый день голосования состоялись бы выборы разных уровней в 37 муниципалитетах. Жители Приангарья выбрали бы 14 мэров, ряд глав сельских поселений и 378 депутатов всех уровней.

— До единого дня голосования в сентябре назначены пять избирательных кампаний, в том числе выборы мэра и думы Тулуна, — говорит Илья Дмитриев. — Эти выборы уже официально назначены и пройдут по действующему сейчас законодательству. Но в случае, если изменения в закон о местном самоуправлении примут до 15 июня, то перечень избирательных кампаний, которые должны пройти в Единый день голосования, скорректируют с учетом выборов в новые уровни муниципального управления. Но с этим пока нет ясности.

С учетом сроков принимаемых поправок в 131-ФЗ, точный список избирательных кампаний в областном избиркоме пока затрудняются назвать. По словам Ильи Дмитриева, если Госдума примет поправки до июня, региональным избиркомам придется срочно перестраиваться под новые реалии. Проблема в том, что никто не может спрогнозировать, насколько кардинально изменится структура муниципального управления в рамках грядущей реформы.

На заседании регионального совета Иркутской области. Фото пресс-службы областного правительства
На заседании регионального совета Иркутской области. Фото пресс-службы областного правительства

Обращение к регионам

По словам заместителя председателя правительства Иркутской области Виктора Игнатенко, после принятия поправок в первом чтении регионам дается месяц на выработку своих претензий, уточнений и пожеланий по данному законопроекту. В связи с этим региональные власти призвали представителей руководства районов, городов и ассоциацию муниципальных образований Иркутской области выработать свою позицию по реформе и принимаемому законопроекту, пока Госдума предоставляет такую возможность. Особенно это касается тех территорий, которых потенциально коснется грядущая реформа.

Со своей стороны Виктор Игнатенко увидел в принимаемом законопроекте немало «белых пятен». Так, по мнению зампреда, депутаты ГД должны принять положение о переходном периоде для реализации реформы. Это необходимо для спокойного и взвешенного формирования новых муниципалитетов, определения городских округов, их управленческой структуры и количества депутатов. Также чиновник подчеркнул, что в проекте поправок нет четких норм представительства окружных дум в зависимости от количества жителей. Как нет и понимания, за счет какого бюджета будут проводиться выборы в новых муниципальных властей, если в крупных городах, возможно, ликвидируют городские представительные и исполнительные органы управления.

Несмотря на вышесказанное, чиновник подчеркнул, что описанные им неточности в проекте поправок пока не страшны — в первом чтении закон обозначает общие контуры предстоящей реформы, что оставляет широкий простор для дискуссии и конструктивного обсуждения с муниципальными властями.

— С точки зрения тех позиций, которые сейчас обсуждаются, вырабатывается возможная позиция по законопроекту ко второму чтению, то эта работа уже ведется, — рассказывает Виктор Игнатенко. — В государственной думе во вторник прошли парламентские слушания, где представители местного самоуправления, законодательных органов и общественных организаций уже высказали свои соображения по поводу принимаемых поправок. Но нужно понимать, что когда соответствующие поправки примут, то в окончательном виде они будут обязательны к исполнению.

Учтут ли в Госдуме предложения и уточнения с территорий — большой вопрос. С принятием поправок областным властям придется в сжатые сроки вносить изменения в региональные правовые акты.

Виктор Игнатенко отметил, что с большой долей вероятности, после месяца консультаций, на пленарном заседании Госдума примет закон во втором и третьем чтениях уже к 20 мая. С учетом почти недельного срока прохождения через Совет Федерации поправки в 131-ФЗ примут уже к 25—26 мая. А это значит, что до 15 июня — крайнего срока назначения выборов в Единый день голосования — просто необходимо внести принятые на федеральном уровне изменения в региональное избирательное законодательство.

Но областное правительство ясно дает понять, что не намерено в состоянии жесточайшего цейтнота менять региональную правовую базу в соответствие с принимаемыми федеральными поправками. Так, к концу апреля на базе уже принятых в первом чтении федеральных поправок появится рабочий вариант соответствующего областного закона. Этот документ, естественно, примут за базовую основу и откорректируют по мере внесения изменений в федеральный закон. Но эта упреждающая мера позволит избежать множества правовых пробелов, сопутствующих авральному принятию важнейших законопроектов.

— Разумеется, мы не планируем проводить все наши законодательные разработки в закрытых кабинетах, — отмечает Виктор Игнатенко. — Разрабатывать поправки мы будем в тесном диалоге с Ассоциацией муниципальных образований, депутатами Заксобрания, а также руководителями и представителями дум органов местного самоуправления. Это необходимо, поскольку временные рамки у нас будут очень жесткие.

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, в свою очередь, призвал самих жителей ответственно отнестись к выбору власти на местах. Глава области подчеркнул, что какова бы ни была структура власти на местах, только от взвешенного и осознанного выбора самих избирателей на территориях зависит их благополучие, а также устойчивое развитие муниципалитетов.

— Муниципальная реформа стартовала по воле президента России Владимира Путина, — утверждает Сергей Ерощенко. — Поэтому для всех нас, госслужащих, когда соответствующие поправки примут, этот закон будет обязателен к исполнению. И мы в этом случае должны весь наш опыт направить на то, чтобы реформа в конечном счете привела к более действенной системе власти. Чтобы она не на словах, а на деле повышала качество жизни наших граждан.

По всему выходит, что поправки все же примут как на федеральном, так и на региональном уровнях. А значит, впереди иркутян ждет совсем иная система власти, к которой придется привыкать. И насколько реформа местного самоуправления оправдает возложенные на нее задачи, покажет только время.

Андрей Щепин, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • RUDT 23 апреля 2014 в 09:21

    Что то не видно успехов в территориях, где губернатор назначил своих. Например, в Байкальске или Усолье) Зато там где выборы, Ангарск или Иркутск успешный бюджет и экономика) Может, конечно, Шелехов с Баклашами сейчас рванут и поправят картину)

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля