Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Развитие не для всех

Федеральная программа комплексной инфраструктурной модернизации объектов отопительной системы и водоснабжения стартует лишь в небольшом количестве муниципалитетов. На многих территориях, как вынуждено констатировать руководство региона, местные власти затянули, а местами и перетянули сроки предоставления программ на местах. Это чревато потерей значительной суммы денег, недополученных из федерального бюджета. А значит, ветхие коммунальные сети в муниципалитетах снова останутся без необходимого ремонта.

Срываются сроки

В этом году на программу модернизации объектов коммунальной инфраструктуры из областного бюджета выделяется значительная сумма — 711 миллионов рублей. В документе, подписанном губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко, определены 96 муниципальных образований, где на условиях софинансирования в этом году ожидается серьезная реконструкция систем жилищно-коммунального хозяйства.

— Этот список муниципалитетов не является исчерпывающим, — уточняет замещающий должность министра жилищной политики и энергетики Иркутской области Александр Трифонов. — Понятно, что в мае, когда закончится отопительный сезон, будут проходить гидравлические испытания тепловых сетей и возможно где-то еще появятся прорывы. Или же, работая на объектах коммунальной сферы, мы увидим какие-то скрытые дефекты, которые просто необходимо будет ликвидировать в первоочередном порядке.

На этот год у областных властей масштабные планы по модернизации коммунальных объектов. К началу следующего отопительного сезона на территориях планируется возвести не менее 15 новых блочно-модульных котельных, в том числе долгожданную котельную в Бирюсинске после продолжительной реконструкции. Все необходимое оборудование здесь уже смонтировано и проходит испытания. И, по оптимистичным планам, этой весной теплоисточник примут в эксплуатацию.

— Эта котельная является в некотором роде долгостроем, — поясняет Александр Трифонов. — Поэтому вопрос скорейшей сдачи, уже этой весной, не обсуждается ни нами, ни администрацией. На этом объекте завершены все строительно-монтажные работы. Остается лишь получить разрешение на подключение к электроэнергии.

В процессе реконструкции теплоисточников, признаются чиновники, есть определенные накладки. Так, котельная в поселке Хомутово не была сдана в срок из-за недобросовестности подрядчика. Тем не менее в планах регионального министерства ЖКХ уже в июле ввести теплоисточник в эксплуатацию. То же касается недостроенных в прошлом году котельных в поселках Новонукутский, Радищев и Ербогачен. По остальным объектам работы идут без срывов.

Также в ряде муниципалитетов одновременно с реконструкцией теплоисточников будут модернизировать теплосети. В этом году такие работы продолжатся в Нижнеудинске и начнутся в Тайшете. Комплексная реконструкция включает ремонт котельных и прокладку новых теплотрасс. Устаревшие изношенные котельные, работающие, в частности, на жидком топливе, очень затратны в обслуживании и потреблении топлива. Что, естественно, сказывается на цене конечного продукта — тепловой энергии, причем как для предприятий, так и для простых горожан.

По этой причине еще в прошлые годы теплоисточники в муниципалитетах Приангарья поэтапно переводятся с затратного и нерентабельного мазута на угольное топливо, экономически более выгодное. Естественно, с использованием современного энергоэффективного оборудования. А старые мелкие котельные, уже выработавшие свой ресурс, закрывают. Эта практика уже дает первые результаты — в тех районах, где прошла модернизация объектов теплоснабжения, цены на теплоэнергию снижаются. А закрытие электрокотельных позволяет перераспределить высвобождаемые энергомощности на другие муниципальные нужды.

Александр Трифонов:
— Эти проекты интересны как с технической, так и с экономической точек зрения. Очевидно, что, заменяя и ликвидируя старые котельные, мы получаем существенную экономию средств на теплоснабжение и электричество. А соответственно сокращаются и платежи за потребленное тепло для населения и бюджетов всех уровней.

В этом году в Братске в тестовом режиме заработает и первый теплоисточник на газовом топливе. Если пилотный проект приживется на территории и докажет свою экономическую эффективность, в 2015 году подобные объекты откроют и в других городах.

Нет планов — нет модернизации

С учетом того, что госпрограмма модернизации объектов ЖКХ подписана главой Иркутской области, министерство ЖКХ намерено до конца апреля назначить аукционы и распределить весь запланированный объем работ. Если специалисты из муниципалитетов успеют представить всю конкурсную документацию, то уже мае-июне подрядчики смогут приступить к работе на конкретных объектах.

— У нас есть районы, которые достаточно долго это делают, — подчеркивает Александр Трифонов. — А есть такие, которые активно включились в работу и уже объявили конкурсы. На сегодня я не вижу никаких препятствий для объявления аукционов, определения подрядчиков и начала работ.

В этом смысле по ряду муниципалитетов есть сомнения о том, сумеют ли местные власти в срок подготовить пакет документов на розыгрыш коммунальных тендеров. По данным министерства ЖКХ, многие администрации до сих пор не разработали комплексные схемы тепло- и водоснабжения на своих территориях. Это стратегический документ, который необходимо принять на уровне городов, поселков, районов, он является неотъемлемой частью генпланов. В документе определяется стратегия развития и модернизации ЖКХ с учетом строящихся социальных, промышленных и жилых объектов. К примеру, в городе Иркутске программа развития теплосетевой инфраструктуры рассчитана до 2027 года.

На основе этих планов вычисляется необходимый объем инвестиций, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. Схемы проходят процедуру согласования в Москве и в дальнейшем могут претендовать на госфинансирование. Наличие таких документов позволяет сократить сроки проведения аукционов и экспертизы проектно-сметной документации по ремонту и реконструкции объектов ЖКХ.

Из 153 муниципальных образований разных уровней в Иркутской области только 70 разработали и утвердили схемы теплоснабжения, в 59 работа над этими программами еще ведется. А в 24 к разработке схем теплоснабжения только приступили. В их числе поселения Иркутского, Нижнеудинского и Усть-Кутского районов.

— Со схемами водоснабжения ситуация заметно хуже, — рассказывает замещающий должность министра. — Они утверждены только в 18 муниципальных образованиях, в 31-м эта работа близка к завершению. Еще в 102-х находится на начальном этапе. Это значит, что разработка схем водоснабжения и водоотведения там практически не ведется.

Руководитель службы архитектуры Иркутской области Алексей Буйнов отмечает, что отчасти это связано с недостатком кадров на местах, способных грамотно разработать программы развития тепло- и водоснабжения. Региональные власти готовы пойти навстречу муниципалитетам — профинансировать разработку схем и помочь со специалистами. Но инициативу здесь должны проявить главы местных органов власти.

— У нас есть три способа разработки этих схем, — отмечает Александр Трифонов. — Эта работа проводится либо силами сотрудников администрации, либо ресурсоснабжающих организаций, или же с привлечением специализированных организаций. При этом первые два варианта для муниципалитетов самые предпочтительные, потому что только на местах наиболее четко понимают вектор развития территории и знаю проблемные точки коммунальной инфраструктуры.

Алексей Буйнов со своей стороны призвал глав местных администраций рассматривать поселковые и городские схемы тепло- и водоснабжения как часть единой районной системы коммунального хозяйства. В этом вопросе руководители поселений должны работать в теснейшей связке с районными властями.

Алексей Буйнов:
— Также муниципалитетам необходимо привести свои схемы тепло- и водоснабжения в соответствие с генеральными планами. Разработка планов комплексного развития должна вестись на районном и межрайонном уровнях, чтобы коммунальные схемы поселений рассматривались в комплексе и были взаимосвязаны между собой. Кроме того, в минэкономразвития разговор короткий: нет схемы — нет и денег на модернизацию сферы ЖКХ.

Присутствовавшие на заседании регионального совета 17 апреля главы городов и районов выслушали критику в свой адрес молча и, кажется, о чем-то крепко задумались. Министерство предложило свою помощь — технологическую и финансовую. Местным властям остается лишь озвучить свои затруднения, получить региональную поддержку и довести разработку схем до конца.

Андрей Щепин, IRK.ru

  • Kerri 27 апреля 2014 в 00:11

    «Местным властям остается лишь озвучить свои затруднения, получить региональную поддержку и довести разработку схем до конца» клево!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля