Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Анатолий Стрельцов: нужно охранять нравственность

В начале июня в Музее истории Иркутска имени А. М. Сибирякова мэр Виктор Кондрашов в торжественной обстановке вручил знаки отличия вновь избранному почетному гражданину города, заслуженному работнику культуры России, директору драматического театра имени Охлопкова Анатолию Стрельцову. В интервью корреспонденту IRK.ru он рассказал о том, как взаимосвязаны театр и нравственность в современном мире.

Анатолий Андреевич, что вы чувствуете после получения награды?

— Ощущения у меня двойственные. С одной стороны, очень приятно, когда тебя замечают, хвалят, награждают. С другой — это очень ответственно. Такие почетные граждане, как Семен Пинский, Геннадий Комаров, Виталий Смагин, Геннадий Бутаков, для меня символы нравственности, гордости, труда, достижений. И мне неловко быть рядом с ними, потому что кажется, что надо еще серьезно поработать над собой.

Нужны ли вообще такие звания?

— Мы всегда должны иметь образцы для подражания. В детстве мы все хотели стать Гагариными, восхищались Александром Матросовым. Чтобы воспитать в человеке патриотизм, мужество, честность, справедливость, нужно показывать положительные образы людей, с которых хочется брать пример. Это и есть воспитание.

Вы говорите о нравственности. Что для вас входит в это понятие?

— Есть десять заповедей божьих: не убей, не укради и другие. В них заключается нравственность, чистота и порядочность. Нравственно то, что не мешает людям, не вредит человеку. Моя мама, которой уже нет в живых, часто говорила такую фразу: «Это грех, так нельзя делать». И я совсем недавно, года три назад, понял, что на Руси не боялись смерти, а боялись греха. Вот в этом нравственная составляющая человека. Я стараюсь быть таким и семью свою так воспитал.

Пресса много пишет про убийц, но мало о милиционерах, которые грудью защищали от убийц. Человечество зло помнит, а добро как-то растворилось в повседневной жизни. И задача каждого гражданина — спешить делать добро. Сегодня существует много проблем нравственных, этических. От этого становится больно. У нас есть центр по сохранению историко-культурного наследия. Он охраняет здания. Почему бы нам также не охранять Чехова, Толстого? Много безобразия и в театрах стало твориться. Поставили пьесу «Анна Каренина» № 2. Оказывается, она не попала под поезд. Ей только ногу отрезало. А Вронского не убили на Кавказе, а только руку отрубило и глаз выбили. И вот они встречаются дальше. Это издевательство. Я бы штрафовал за такие вещи, как штрафуют за разрушение исторических зданий.

Как вы думаете, почему драматический театр имени Охлопкова всегда популярен?

— Для этого много причин. Театр — это живое искусство. Как хорошо сказал Александр Вампилов: «Театр никогда не умрет, потому что люди никогда не прекратят валять дурака». Когда у Ленина спросили, чем мы заменим религию, тот ответил: наверное, театром. Потому что он оказывает на человека соборное действо. Зритель сидит в зале, и его заряжает общая энергетика. В нашем театре своя аура. Когда приезжал Райкин, он говорил своей труппе: «Ведите себя прилично, здесь особый театр, здесь все здороваются».

Если человек не любит театр, это не его вина, это его беда. Значит, с детства не научили. Поэтому мы стараемся проводить большую работу, чтобы человек понимал: театр — это не просто разговор двух людей, это язык мизансцен. На ваших глазах происходят некие человеческие события, решаются судьбы. У нас есть спектакль «Последний срок», созданный по великой повести Валентина Распутина. Одна девочка, посмотревшая его, написала: «После спектакля люди выходят и смотрят на небо не для того, чтобы проверить облачность». Мы показывали постановку в Германии. И рыдающий зритель взял актрису за руки и говорит: «Живи долго, мать, не умирай». Театр — это искусство не на потребу, это искусство интеллектуальное. И оно будет востребовано всегда. Потому что человек нуждается в душевном серьезном разговоре. Театр, как и живопись, музыка, дает возможность остановиться и подумать.

У вас много раз была возможность переехать жить и работать в другие города. Почему вы этого не сделали?

— Я прожил в Иркутске 33 года. Любой город, любая страна — это прежде всего люди. И когда я приехал в Иркутск, мне сразу понравилась атмосфера, отношение к театру, которое здесь существовало. Здесь у меня сложились добрые человеческие отношения. А они дороже всего. И я не хотел терять их при переезде в Москву или Ленинград.

Что бы вы пожелали иркутянам?

— Спокойствия в семье, любви и радости. Чтобы родители любили своих детей, а дети — родителей, бабушки и дедушки — внуков и наоборот.

Равиля Фаттахова, IRK.ru

  • Vanityfair 17 июня 2014 в 14:06

    Почему «Последний срок» вывели из репертуара?! Верните, пожалуйста!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля