Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Виктор Кузеванов: «Мы сделали ставку на позитивную повестку»

3 июля официально начал работу новоизбранный состав Общественной палаты города Иркутска четвертого созыва. И пока нынешние члены палаты строят планы и включаются в работу, представители предыдущего состава подводят итоги своей двухлетней деятельности. Об особенностях работы этого общественного органа и его роли в городской среде рассказал председатель палаты третьего созыва, директор Ботанического сада ИГУ Виктор Кузеванов.

Виктор Яковлевич, чем Вас заинтересовала работа в Общественной палате?

— В целом я проработал в Общественной палате два срока. Во втором созыве как рядовой член и глава экологической комиссии, а в третьем — уже как председатель. В первый раз я пришел сюда по рекомендации Всероссийского общества охраны природы.

То, что меня предложили избрать председателем Общественной палаты, честно сказать, стало неожиданностью. Долго думал над этим предложением, склоняясь к тому, чтобы не согласиться. Понимал, что это не столько возможности, сколько дополнительные обязанности. К власти не стремился.

В итоге убедили, и я согласился, но только на один срок и в целом решил по окончании этого созыва выйти из состава Палаты, поскольку у меня есть множество других профессиональных и семейных обязанностей и проектов вне Общественной палаты. Но, раз согласился, пришлось эти два года исполнять непростые обязанности председателя Палаты.

На каких принципах строилась работа Общественной палаты под Вашим руководством?

Надо отметить, что в предыдущем созыве у нас собралась очень активная, сильная команда. Взамен традиционного деления на комиссии, предлагаемого нам, в том числе и чиновниками администрации, мы как-то сумели предложить и создать свою адекватную структуру. Получилось это, к счастью, без особого противодействия со стороны работников мэрии. В результате появилось пять комиссий: «Городская среда», «Развитие человеческих ресурсов», «Экономика и бизнес», «Культурная политика», «Взаимодействие с правоохранительными органами» и малые временные целевые группы. Задуманные программы включали в себя множество крупных и мелких проектов разного масштаба, решающих общие разнокалиберные задачи. Ими руководили очень авторитетные и известные в городе люди. Харизматичные личности.

Нельзя сказать, что Палата отражает интересы абсолютно всех слоев общества. Это как зеркало, которое отражает лишь часть реальности, часть общественных организаций. Так получилось, что в состав Палаты вошли достаточно успешные представители, уже состоявшиеся в разных сферах жизни. Это те люди, которые, в силу своих профессиональных особенностей, тесно взаимодействуют с самыми широкими слоями населения.

И самое интересное, что в работе нас никто не ограничивал. В этой связи могу утверждать, что неверны домыслы в адрес Общественной палаты как якобы чисто «карманной» организации при администрации Иркутска. Если, возможно, и были какие-то попытки сделать Палату управляемой извне, то на решения они негативно не влияли. При этом со стороны мэра города мы находили полную поддержку в своих начинаниях. У нас были, не скрываю, небольшие деловые конфликты с отдельными представителями городской власти. Но эти трения удавалось преодолевать достаточно мирно и конструктивно.

Общественная палата сумела найти свою нишу и стала тем органом, который не дублирует ни Думу, ни администрацию Иркутска. При этом Палата смогла выступить стимулятором лучшего взаимодействия между обществом и властью. Я думаю, это позиция, которую нам просто необходимо было занять.

Какие задачи ставились перед вашим созывом Общественной палаты?

— Начнем с того, что когда создавалась Общественная палата, в Иркутске была выработана новая стратегия развития города Иркутска. В создании этого документа принимали участие многие члены Палаты третьего созыва. И все понимали, что структура и принципы работы Общественной палаты должны работать именно на эту стратегию. Исходя из этого, сформировались комиссии, направления которых отражали основные положения стратегии.

Так, к примеру, комиссия «Городская среда» включила в планы вопросы и строительства, и транспорта, и экологии. Причем эти сферы так или иначе выстраиваются в единое целое. Комиссия «Развитие человеческих ресурсов» ставила перед собой задачи сформировать условия для самореализации горожан и развития в городе инициативы людей. Проще говоря, создать такую среду, в которой иркутяне имели бы возможность активно действовать не только как отдельные лидеры общественного мнения, но и как большие массы людей, объединенных положительными идеями. Будь то в рамках двора, ТОСа и других формальных и неформальных объединений, в рамках больших и малых проектов. Чтобы были разные хорошие дела, которыми человеку было бы интересно заняться, даже не обладая какими-то специальными навыками и большими амбициями.

Это ведь самое главное — чтобы в городе была создана не только комфортная среда для людей и для бизнеса, но и были широкие возможности для самореализации граждан. Как показывает практика, когда это удается реализовать, город делает резкий рывок вперед и становится более конкурентоспособным. В тех городах, где урбанизированная среда задавлена непосильными нагрузками, где все зарегламентировано, такого рывка не получается. Понятно, что есть какие-то рамки национальных традиций. Но важно, чтобы в этих границах городское сообщество могло свободно и устойчиво развиваться без разрушения среды.

И конечно, для города равно важны и экология, и экономика. Нужно, чтобы действовали не только какие-то социальные акции, но и постоянные механизмы сотрудничества. Поэтому одной из задач Общественной палаты была попытка налаживания и нормального функционирования механизмов частно-государственного и частно-общественного партнерства.

Виктор Кузеванов с представителями общественного совета Иркутска. Фото из личного архива
Виктор Кузеванов с представителями общественного совета Иркутска. Фото из личного архива

А культурная политика, в свою очередь, вообще пронизывает все сферы жизни города и его жителей. Важно помогать вырабатывать идеи и проекты для горожан, и если эти идеи найдут отклик среди людей, то инициативой заразятся в итоге многие и многие.

Чем, на Ваш взгляд, отметилась работа Общественной палаты Иркутска третьего созыва?

— В своей работе мы сделали ставку на позитивную повестку. Мы изначально решили, что будем акцентировать внимание не на протестной деятельности, а на положительных проектах, которые позволят людям развиваться. То есть мы можем выбрать за основу повестки критику, а можем и предложить позитивную альтернативу.

К примеру, были проект «Эко-логичный город», и общегородской субботник «Сделаем!», когда сотни и тысячи иркутян стали убирать свалки и чистить город. В планах мы можем говорить, что мы — иркутяне — все такие «пушистые» в плане экологии, а в действительности многие оказываются зачастую довольно большими «мусорщиками», загрязняющими город. Одни чистят, а другие загрязняют город без зазрения совести. Те, что мусорят, считают, что их мусор все равно кто-нибудь когда-нибудь уберет. Заметьте, ситуация одна, но абсолютно противоположный акцент. Тот, кто по своему желанию присоединился к эко-акциям, уже не станет загрязнять город. Это такой психологический прием, который, в конечном счете, меняет мировоззрение человека в лучшую сторону. Это относится ко многим другим проектам членов нашей палаты: «Обучающийся город», «Прогулки по старому Иркутску», «Школа культурной инноватики» и прочим.

Кроме того, споры у нас разрешались коллегиально в дискуссиях, без ущемления прав меньшинства. То есть мы учитывали позицию всех участников обсуждения, а не так, что, например, проголосовало большинство, а остальное меньшинство вынуждено смиряться с решением. Спорные вопросы тщательно прорабатывали до деталей, пока все не придем к согласию. Это имело положительный эффект — из Общественной палаты исчезли интриги и кулуарные склоки.

Позитив — это хорошо, но уйти от проблем невозможно. Как у вас была построена работа с жалобами граждан?

— Мы сознательно не стали ставить во главу угла работу общественной приемной в привычном понимании этого слова. Наша задача была — высвечивать проблему и прояснять ее в рамках публичного обсуждения. Делать так, чтобы чиновник и гражданин оказались по одну сторону баррикады. Общественная палата стала площадкой, где проблемы освещались. Но не с точки зрения того, что все плохо, а с позиции — как это пытаться решать позитивно.

В первое время выполнять эту роль было затруднительно, потому что сама Общественная палата была, по сути, бездомным органом. До недавнего времени не было даже своего помещения для проведения собраний и дискуссий. Конечно, нам для работы иногда выделяли и думский зал, и актовый зал мэрии. Но порой доходило до того, что любой чиновник мог прийти к нам на заседание, сказать, мол, нам нужно это помещение, освободите.

Ситуация изменилась после вмешательства мэра Иркутска Виктора Кондрашова. Совместно мы перебрали несколько вариантов для постоянного размещения Палаты, и в итоге остановились на здании Дома Европы. Здесь удалось развернуть по-настоящему эффективную работу.

Получилось создать внушительную дискуссионную площадку для публичного диалога; круглые столы по самому широкому спектру вопросов проводились буквально каждую неделю. Это, в конечном счете, сказалось на общей эффективности нашей деятельности.

Что, на Ваш взгляд, третьему созыву палаты не удалось сделать?

— У членов нашего созыва остались нереализованные и незаконченные проекты. Но мы не исчезаем и всегда будем готовы помочь коллегам из нынешнего созыва. Думаю, мы сможем в полной мере донести, развить традиции и особенности работы, заложенные нами. К сожалению, не удалось в должной мере наладить взаимодействие с отдельными чиновниками мэрии Иркутска.

Четвертый созыв Общественной палаты существенно обновлен. Что бы Вы сказали о представителях нового состава?

— В этом созыве будет много других людей, представляющих подходы и традиции, отличные от сложившихся в нашем. Много выходцев из бизнеса, больше представителей спорта, традиционных конфессий и национальных объединений. Думаю, эти люди будут ставить и решать новые и иные задачи, нежели мы.

Также кажется, что от нового созыва ждут не системных действий, а побольше громко звучащих акций. В принципе, это хорошо. Но в общественной работе не обойтись без долговременных системных действий и проектов.

Среди членов нынешнего созыва Палаты чувствуется запрос на продолжение традиций, о чем я говорил выше. Мы, со своей стороны, окажем всевозможное содействие в меру своих сил.

Беседовал Андрей Щепин, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Anna59 7 июля 2014 в 15:01

    Хочу внести предложение в общественную палату обсудить вопрос повышения цены проезда на транспорте в городе. Транспортники требуют её повышения, тогда как огромнейший ресурс для них лежит в использовании топливных добавок американской компании FFI. За счёт полного сгорания топлива достигается…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля