Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

На страже справедливости

25 июля 2014 года в России впервые отмечался День сотрудника органов следствия. Каково быть следователем? Чему учит эта работа? Как общаться с преступниками и пострадавшими? Какие преступления чаще совершаются в нашем регионе? Быстро ли их раскрывают? Об этом и многом другом IRK.ru рассказали сотрудники следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области.

Ринат Ямалиев, заместитель руководителя СУ СК РФ по Иркутской области, майор юстиции:

До 2007 года расследованием тяжких и особо тяжких преступлений против личности (убийства, изнасилования) занималась прокуратура Российской Федерации. С 7 сентября 2007 года в структуре прокуратуры был создан Следственный комитет. На него возложили функции по выявлению и расследованию преступлений, защите конституционных прав граждан, пострадавших в результате совершенных в отношении них преступлений. С 2011 года Следственный комитет является отдельной структурой, которая самостоятельно расследует уголовные дела и преступления.

Иркутская область отличается от других регионов Сибирского федерального округа тем, что здесь выше уровень преступности. Исторически сложилось так, что тут находится много колоний. Осужденные преступники отбывали наказание в них и после освобождения оставались в регионе. Часть из них в последующем совершали преступления на территории Приангарья.

Иркутская область отличается от других регионов Сибирского федерального округа тем, что здесь выше уровень преступности.

В Иркутской области происходит много преступлений против личности. Как правило, они совершаются с особой жестокостью и дерзостью организованными группами, бандами. В таких случаях злодеяния тщательно планируются, между участниками распределяются роли, за денежное вознаграждение совершаются различные преступления. Мы их, естественно, выявляем.

Раскрываемость убийств сегодня составляет 91%, преступлений с причинением тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом — 90%, изнасилований — 94%. Возможно, эти лишь сухие цифры. Но за каждой из них стоят судьбы людей, родственников погибших и пострадавших. И наша задача — не только направить дело в суд, но и восстановить нарушенные права граждан, добиться, чтобы преступник понес заслуженное наказание.

В 30% случаев экономических преступлений причиненный государству вред при хищении денежных средств возмещается. То есть в ходе следствия и суда деньги возвращаются обратно в бюджет.

За шесть месяцев текущего года мы направили в суд более 1 200 уголовных дел. В прошлом году этих дел было меньше тысячи. Увеличение связано с тем, что сроки расследования уголовных дел снизились в два раза.

Отдельно нужно сказать о коррупционных преступлениях. Борьба с ними является первоочередной задачей по указу президента. С начала нынешнего года на 70% увеличилось количество направленных в суд уголовных дел по данным преступлениям. Это существенный показатель. Работа в этом направлении продолжится и дальше.

Следователь является первым звеном в работе. Именно он немедленно реагирует на все сообщения по совершенным преступлениям, выезжает на места происшествия, чтобы обнаружить следы преступления, установить и опросить свидетелей, очевидцев. В особо сложных случаях на местах присутствуют руководители, заместители руководителей следственных отделов. Если преступление связано с массовой гибелью людей, то на место выезжает руководство следственного управления.

Наша самая главная задача — оперативно и своевременно отреагировать на любое совершившееся преступление, выехать на место, выявить виновных, изъять следы преступления, найти доказательства. А дальше необходимо проконтролировать назначение и своевременность экспертиз и в кратчайшие сроки направить уголовное дело в суд.

Татьяна Зуева, следователь по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) СУ СК РФ по Иркутской области, майор юстиции:

Наш отдел занимается расследованием преступлений против личности и общественной безопасности: это убийства, бандитизм, изнасилования, вымогательства, похищение людей. Эти дела представляют сложность в расследовании в связи с тем, что уголовное преследование по ним осуществляется в отношении двух и более преступников, совершивших несколько злодеяний.

В нашем отделе работают коллеги, имеющие за плечами стаж профессиональной работы в различных структурных подразделениях Следственного комитета Российской Федерации. Я сама была переведена в отдел по расследованию особо важных дел Следственного комитета в 2007 году из прокуратуры Октябрьского района Иркутска, где работала следователем. Туда я пришла в 2006 году после окончания судебно-следственного факультета БГУЭП.

Мое первое уголовное дело было о преступлении, предусмотренном статьей 116 УК РФ «Побои». До сих пор помню фамилию обвиняемого. Постепенно мне увеличивали нагрузку, в производстве появились убийства, умышленное причинение вреда здоровью, повлекшее смерть, и другие тяжкие и особо тяжкие преступления.

Но все-таки я считаю, что свое «боевое крещение» приняла в июле 2006 года, когда работала на месте аварии самолета А-310 в аэропорту Иркутска. Часть наших сотрудников обследовала самолет, а я с коллегами осматривала трупы и впоследствии проводила опознания тел в морге с родственниками погибших.

Первые несколько минут было просто страшно, потом я увидела, что все вокруг работают, и тоже начала действовать — автоматически, без эмоций.

До этого я, конечно, бывала в морге, видела тела погибших людей. Но мне никогда не приходилось расследовать уголовные дела с таким количеством жертв. Даже осмотр места происшествия был шоком. Первые несколько минут было просто страшно, потом я увидела, что все вокруг работают, и тоже начала действовать — автоматически, без эмоций.

К сожалению, работа накладывает свой отпечаток на отношение следователя к той или иной ситуации. Происходит профессиональная деформация, когда к горестным событиям относишься исключительно как к работе. Хотя так получается не всегда. Например, у меня в производстве было уголовное дело об изнасиловании отчимом своей несовершеннолетней падчерицы. Волей-неволей я переживала за девочку и ее маму, мне по-человечески было их жаль. Не справилась с эмоциями.

Когда в ходе расследования ты приходишь к выводу, а иногда и интуитивно чувствуешь, что виновен в совершении преступления конкретный человек, безусловно, появляется желание, чтобы этот человек был наказан по закону. Поэтому, когда направляешь дело в суд, с нетерпением ждешь приговора. Хочется, чтобы суд, рассмотрев уголовное дело, вынес справедливый обвинительный приговор.

Естественно, при общении с преступниками у меня возникают далеко не лучшие эмоции, но стараюсь их не показывать. Максимально корректно строю диалоги, всегда разговариваю с обвиняемыми спокойно, обращаюсь на «вы».

Считаю, что для доказательства вины необходим достаточный объем улик, а не нагнетание психологической обстановки. Сбор доказательств — самое интересное в работе следователя, несмотря на то, что это очень трудоемкий процесс, особенно — когда обвиняемые не признаются в совершении преступлений. А по нашим делам подследственные очень редко дают признательные показания. Это, конечно, затрудняет расследование, иногда приводит к увеличению сроков следствия. Порой, когда расследование по делу заканчивается, приходится работать без выходных, чтобы успеть вовремя направить его в суд.

У меня, как и у любого из моих коллег, ненормированный рабочий день. Мои близкие это понимают и принимают. Все в моей семье — папа, сестра, муж — имеют отношение к правоохранительной системе, поэтому лишних вопросов о моей занятости не задают. Отдых для меня — это время, проведенное с семьей, друзьями, поездки на дачу и, конечно же, мой сын, который, к сожалению, видит маму не так часто, как хотел бы. Раньше я занималась волейболом, сейчас на это нет времени.

Годы работы в следствии повлияли на меня определенным образом. Я стала осторожней относиться к людям и происходящим вокруг меня событиям, стала больше переживать за безопасность своих близких. Тем не менее я счастлива, что занимаюсь любимым делом. Для меня работа — это большая составляющая моей жизни, в которой хочется стремиться к достижению профессиональных успехов.

Артем Хоменко, старший следователь второго отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) СУ СК РФ по Иркутской области, капитан юстиции:

Я работаю следователем с 11 августа 2005 года. Высшее юридическое образование получил в Сибирском юридическом институте Министерства внутренних дел РФ в Красноярске. Во время обучения проходил практику в следствии ОВД Центрального района Красноярска и прокуратуре Красноярского края. Сначала работал следователем в милиции, расследовал преступления небольшой и средней тяжести, затем — тяжкие преступления против личности, имущественные преступления. Получив определенный опыт, стал расследовать преступления в сфере дорожно-транспортных происшествий и экономики.

Когда стало известно, что пополняется кадровый состав СУ СК по Иркутской области, переехал сюда. Собрал все необходимые документы, прошел проверку, после чего был принят на работу.

В настоящее время я расследую преступления против государственной власти и в сфере экономики. Что такое коррупция? Это противоправная деятельность должностных лиц, наделенных организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, совершаемая ими из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, повлекшая нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Конкретно о делах, которые сейчас находятся у меня в производстве, говорить не могу. Это тайна следствия. Единственное, что могу отметить: дела сложные, объемные, трудоемкие, требуют познаний в различных областях материального права.

Первое уголовное дело, которое я расследовал в своей жизни, — это кража, совершенная девушкой. Компания людей распивала спиртные напитки в квартире у одного из участников. После этого кто-то уснул. А кто-то воспользовался ситуацией и похитил DVD-плеер. В 2005 году это была довольно ценная вещь. Преступление раскрыли лишь спустя несколько недель. Была задержана девушка, которая скрывалась. В результате проведения следственных действий и комплекса оперативных мероприятий обвиняемая дала признательные показания. После чего приговором суда была осуждена к реальному сроку лишения свободы, поскольку уже имела непогашенную судимость с условно-испытательным сроком.

В начале июня 2014 года в суд мною было направлено уголовное дело в отношении педофила по 12 тяжким преступлениям. Уже в июле 2014 года судом вынесен обвинительный приговор и злодей направлен в места лишения свободы — колонию строгого режима.

Следователь — это процессуально независимое лицо, которое может самостоятельно определять ход расследования уголовного дела, проводить то или иное количество следственных действий, определять их последовательность. Работа всегда начинается с осмотра места происшествия и допроса потерпевшего — устанавливаются обстоятельства произошедшего преступления, круг причастных к нему лиц.

Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности — с точки зрения достаточности для разрешения уголовного дела. Это четыре понятия, которые характеризуют весь уголовный процесс и, в частности, предварительное следствие. Именно на эти основы опираются следователи в своей работе.

Не бывает одинаковых уголовных дел.

Зачастую моя работа связана с очень большим количеством бумаг. Но она может проводиться и на улице, и в кабинете или вообще в другом населенном пункте или регионе России. Если есть необходимость, следователь участвует и в задержаниях.

В общей сложности за период работы в должности следователя в разных городах и субъектах России я направил в суд не одну сотню уголовных дел. Каждое из них по-своему индивидуально и интересно. Не бывает одинаковых уголовных дел.

Нельзя забывать и о разумности процессуальных сроков. Чем быстрее и качественнее следователь проведет предварительное следствие по уголовному делу, тем быстрее судом будет назначено соразмерное преступлению наказание. И хочется верить, что справедливость восторжествует.

Не так давно у меня в производстве находилось уголовное дело о тяжком преступлении, срок предварительного следствия по которому составил двое суток. А бывает, что следствие длится годами.

Самое главное в работе следователя — это планирование. Необходимо стремиться ежедневно выполнять определенный объем работы. Если сделать все или даже больше, то не возникнет волокиты — страшного для каждого следователя слова. У кого-то ее больше, а кто-то старается максимально не допускать ее в работе.

Мой принцип — в любом месте и в любой ситуации оставаться человеком. Поработав следователем, я стал более требовательным, целеустремленным. Сегодня мои главные ценности — благополучие в семье, спокойствие и интересная работа. Я считаю, что на работу нужно идти с желанием и энтузиазмом. Если этого нет, значит, нужно что-то менять в жизни.

Равиля Фаттахова, IRK.ru

  • big_city_life 30 июля 2014 в 22:50

    на деле то все обстоит только так:
    http://www.irk.ru/news/articles/20140730/case/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля