Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Стратегическая вода

Месторождения подземных вод имеют стратегическую важность для любого региона. Правда, обычно их используют лишь для бурения небольших скважин для личных нужд. Однако такие водные источники могут применяться более масштабно: в качестве альтернативных, а то и основных источников водоснабжения крупных городов. Какова ситуация с подземными водами в Иркутской области, выяснял корреспондент IRK.ru

Альтернативные источники

О значимости месторождений подземных вод на днях напомнил министр природных ресурсов экологии Иркутской области Олег Кравчук. Выступая 5 августа на брифинге в рамках Байкальского международного экологического форума, он упомянул ситуацию о сохранности подземных водных ресурсов региона. Этот вопрос важен, поскольку качественное водоснабжение городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий с поверхностных водоемов (в первую очередь для поселений и предприятий по берегам Ангары) сопряжено со значительными трудностями.

Министр отметил, что даже «наличие Байкала» и обширные речные ресурсы не позволяют обеспечить всех без исключения жителей Приангарья качественной питьевой водой. Более того: чем ниже по течению Ангары, тем хуже потребительские свойства речной воды. Это в первую очередь связано с загрязнением прибрежных территорий и отходами предприятий Ангарска, Шелехова, Иркутска, Усолья-Сибирского.

Всего же недостаток качественной питьевой воды испытывают 12 районов области. Поэтому активное использование подземных водных запасов сейчас рассматривают как одно из приоритетных направлений. Южное Приангарье обладает значительными запасами этих ресурсов. Что позволяет в перспективе использовать разведанные запасы подземных вод в качестве альтернативных источников водоснабжения в Иркутском и соседних с ним районах: как для питья, так и хозяйственных нужд. В этом аспекте министр выразил озабоченность их состоянием.

— Проблема чистой воды к сожалению актуальна и для нашей области, — отметил Олег Кравчук. — В деле сохранности водных запасов ничего сложного нет. Это стандартные мероприятия: запрет на вырубку лесов над месторождениями и в их окружении, а также запрет застройки и никаких глубоких выработок под бурение скважин. Потому что в населенных пунктах идет смешение водоносных горизонтов. Мы имеем многочисленные случаи площадного масштаба ухода воды из водоносных слоев. В частности, под Иркутском, в Хомутово, в районе Шелехова. Все это вызвано бесконтрольным бурением скважин.

Стратегические запасы

По словам старшего научного сотрудника лаборатории гидрогеологии Института земной коры ИНЦ СО РАН Бориса Шенькмана, существенные ресурсы подземных вод на территории Иркутского, Ангарского и Шелеховского районов обнаружены и оценены еще в 60-80-е годы прошлого века. Часть из них разведана — это месторождение на правом берегу Иркутского водохранилища, от плотины ГЭС и до Патронов. Но основные ресурсы сосредоточены в карстовом массиве между Олхой и Китоем, пролегающем через три района.

Борис Шенькман. Фото IRK.ru
Борис Шенькман. Фото IRK.ru

Объемы существующих здесь водных месторождений тогда приятно удивили ученых. Они обладают уникальными природными свойствами, значительно превосходят по качеству воду, которую берут с поверхностных источников. К примеру, воду из Ершовского водозабора необходимо хлорировать, чего не требуется для подземных водоисточников.

Важное преимущество подземных вод — в зависимости внешних водных источников от неблагоприятных техногенных факторов. Многие наверняка помнят экологическое бедствие в результате разлива нефти на Ангаре два года назад. Тогда из-за прохода нефтяного пятна по течению реки лишились питьевой воды жители Свирска и Черемхово.

Как известно, подобные экологические катаклизмы на Ангаре — не редкость. Ученый убежден, что подземные водные источники, при грамотном использовании, способны оградить жителей поселков и городов от рисков лишиться воды при перекрытии внешних водозаборов.

Например, за счет подземных вод можно полностью обеспечить город Шелехов качественной питьевой водой, не требующей водоподготовки. За Китоем, в устье реки Тойсук установлены громадные ресурсы, способные покрыть потребности в воде для жителей Ангарска и Иркутска. Правда, для этого нужна разведка перспективных участков под водозаборы, прокладка водоводов до конечных потребителей. Это большие деньги, но качество найденных источников при должном подходе может с лихвой перекрыть вложенные затраты.

Хранилища подземных вод относятся к категории стратегических полезных ископаемых, наравне с углеводородными ресурсами. Поэтому и контроль за сохранностью подземных резервуаров должен быть очень строгим. Качество и безопасность разведанных источников подземных вод регулируются многими федеральными законами: в частности, Водным, Земельным, Лесными кодексами, СНИПами и СанПИНами и другими правовыми документами. Земли над месторождениями запрещено застраивать чем бы то ни было, вырубать леса. Вообще по возможности проявлять минимальную хозяйственную активность, да еще и по соответствующим разрешениям.

Кругом развал

На деле же мы видим прямо противоположную картину: подземные источники воды охраняются явно недостаточно. Более того, на «золотых» землях в водоохранной зоне активно строят жилье, распахивают земли, вырубают лес под садоводческие участки. Все это нарушает хрупкий природный баланс и наносит трудно поправимый ущерб месторождению.

Так, из-за людской безответственности и жадности потеряно месторождение подземных вод в районе поселка Баушево, на правом берегу Иркута напротив Введенщины. Да и в целом ситуация с неконтролируемой дачной и коттеджной застройкой в Иркутском районе стоит очень остро. Здесь возводят жилье, разбивают огороды, рубят лес без оглядки на ущерб для природы; зачастую даже получая необходимые природоохранные бумаги за определенную плату.

Недавно утрачен еще один важный подземный источник — месторождение на правом берегу Иркутского водохранилища от плотины ГЭС и до Патронов. К слову, оно образовалось при участии человека. При заполнении Иркутского водохранилища ранее сухой гравийно-галечниковый слой оказался обводненным. При фильтрации воды через этот слой вода естественным образом приобретала оптимальное качественное состояние и чистоту, недоступную для реки Ангары. Вода из этого месторождения не требовала водоподготовки.

Ликвидация нефтяного пятна на Ангаре, 2012 год. Фото Алексея Головщикова
Ликвидация нефтяного пятна на Ангаре, 2012 год. Фото Алексея Головщикова

— Водоносный горизонт обладал высокими фильтрационными свойствами, что обеспечивало высокую производительность скважин, доходящую до 100—150 литров в секунду, — рассказывает Борис Шенькман. — И вода чистая.

Одно время обсуждалась возможность построить на олхинском месторождении водозабор для водоснабжения Шелехова. Это позволило бы городу получить автономный источник приемлемой производительности. Но интенсивное хозяйственное использование зоны строгой санитарной охраны водозабора привело к утрате месторождения.

Ученый рассказал, что в очередной раз проблема сохранности водных месторождений обсуждалась в июне на заседании правительства региона. Тогда очень ожидаемо выглядело недоумение многочисленных госслужащих, ответственных за природоохранные меры, в том числе водных объектов. Чиновники разводили руками, комментируя факты порчи месторождений подземных вод, и утверждали, что не могут повлиять на случившееся. А ведь известно, что они имеют в своем арсенале законные рычаги влияния на нарушителей, но почему-то не применяют свои полномочия когда это необходимо.

Вся проблема в том, что в Иркутской области развалены системы разведки, освоения и контроля сохранности водных подземных месторождений. А все благие идеи и программы типа «Чистой воды» и прочих инициатив так и остаются на бумаге или на словах.

Одновременно Борис Шенькман отмечает и расточительность самих жителей Приангарья.

— Кажется, что воды с избытком. Представьте себе Западную Европу или даже центральную Россию, где разительная с нами разница по объемам пресной воды. Но даже байкальская вода перед употреблением требует обработки, поскольку в чистом виде не соответствует санитарным нормам. А стоит отъехать от Байкала и Ангары, в тот же Усть-Ордынский округ, и увидите, что там люди живут на плохой воде. Так же и в северных районах, — поясняет ученый.

Даже разведанные запасы подземных водных месторождений в Приангарье толком не освоены, что подтверждают и эксперты, и представители власти. Случись чего с внешними источниками — в регионе практически нет подготовленных подземных водных мощностей для резервной системы водоснабжения. Все по старинке, за счет подвозов воды в цистернах. Нештатные ситуации на водных объектах, подобные свирской, могут возникнуть в любой момент. Будем ли мы к ним готовы — большой вопрос.

Андрей Щепин, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • overmuzik 13 августа 2014 в 16:33

    Вода в магазинах продается. Покупай бутилированную

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля