Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Каменный век в центре Иркутска

На месте парка Парижской коммуны 130 лет назад были обнаружены захоронения, которым семь-восемь тысяч лет. Эти бесценные захоронения получили название Глазковский некрополь. В ближайшее время он может быть признан объектом культурного наследия ЮНЕСКО. На его месте планируют разместить уникальный музей под куполом.

Старше пирамид

Летом 1887 года в районе Глазковского предместья началось строительство приюта для младенцев под руководством городского головы Владимира Платоновича Сукачева. При сооружении котлована под здание рабочие обнаружили сразу несколько древних захоронений. Строители не придали особого значения находке — жители тех мест часто находили возле своих домов старые кости и даже черепа.

Могилы без сожаления разрушили, а кости выбросили в отвал. Спустя какое-то время о древних захоронениях узнал Николай Иванович Витковский, хранитель музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. Он незамедлительно отправился на место строительства приюта и обнаружил там еще одну, пока нетронутую строителями, старую могилу. В ней помимо скелета Витковский увидел обуглившиеся остатки древесного угля и фрагменты бивней мамонта. На черепе погребенного лежали две просверленные подвески из расщепленного клыка кабана. Собранные находки ученый передал в музей отдела Географического общества.

В это же время в Иркутске ударными темпами началось строительство железной дороги. В 1891-м стало известно, что стройка магистрали заденет Кайскую гору и предместье Глазково. В те годы исследованием обнаруженных древних могил занимался археолог-любитель и бывший ссыльный Михаил Павлович Овчинников. В мае 1897 года на возводимой железнодорожной насыпи он нашел черепа и кости.

Путейцы рассказали Овчинникову, что некоторые из обнаруженных костей были заключены в ободки белого нефрита. Ценный камень рабочие забирали себе, а кости сваливали в кучи вдоль насыпи. Прогуливаясь вдоль этой насыпи, исследователь регулярно находил фрагменты древних останков. Михаил Павлович писал, что размеры разрушенных захоронений были грандиозны — строители железной дороги уничтожили около 100 черепов.

Находки из Глазковского некрополя. Фото с сайта службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области
Находки из Глазковского некрополя. Фото с сайта службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области

— Неудивительно, что в конце 19 века начались эти массовые обнаружения древних некрополей, — отмечает научный сотрудник музейной студии краеведческого музея Илья Воронов. — Ведь до середины позапрошлого столетия левый берег Ангары был практически необитаем. Здесь проживало всего человек 100, в то время как население правого берега составляло уже 10 тысяч человек. В то время не было нормальной переправы через реку, только старый и ненадежный понтонный мост. Строительство железной дороги ситуацию изменило.

В 1915 году при постройке здания железнодорожной школы было разрушено погребение, часть инвентаря из которого передали в музей. Это был первый шаг к новому открытию — древнему кладбищу на Кайской горе в районе стадиона для велосипедных прогулок Циклодром (нынешний парк Парижской коммуны). В 1928-м году здесь впервые состоялись археологические раскопки под началом сотрудника кафедры исторического факультета ИГУ Михаила Михайловича Герасимова. Ученые обнаружили 115 захоронений, которые объединили под названием Глазковский некрополь. Часть из этих могил датируется бронзовым веком, но большее число относится к более древней эпохе — неолиту каменного века. Они были построены где-то шесть-восемь тысяч лет назад, а значит, эти захоронения вдвое старше знаменитых египетских пирамид.

Люди «глазковской культуры»

Интересно, что многие могилы из Глазковского некрополя были сплошь усыпаны охрой, минеральной краской, — видимо, она символизировала кровь и возрождение умерших. Некоторые захоронения были парными — тела в них зачем-то укладывали друг против друга, встречались и обезглавленные скелеты. Исследователи предположили, что у этой народности существовало бытовое рабство. Согласно его традициям слугу и наложницу убивали и хоронили вместе с хозяином. Найденное в могилах оружие указывало на то, что многие погребения принадлежат воинам.

— Вместе с останками было обнаружено и большое количество артефактов, — продолжает Илья Воронов. — Наконечники, ножи, женские и шаманские украшения из бивней и костей, железа и бронзы. Все предметы очень искусны и сложны по технике исполнения, как их можно было изготовить в то время — загадка.

Останки погребенных и утварь, несмотря на свою тысячелетнюю историю, дошли до нас в очень хорошем состоянии. Из-за особых климатических условий артефакты как бы законсервировались в земле.

На месте раскопок. Фото с сайта службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области
На месте раскопок. Фото с сайта службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области

Ученые провели исследования костей погребенных, которые позволили предположить, что они были представителями особой байкальской расы азиатов. Это были физически очень сильные люди, хотя их средний рост составлял всего 145-150 сантиметров. Генетические анализы также показали, что древние «иркутяне» были родственниками корейцев, японцев и северных американцев. Так возникла теория о том, что байкальская территория в те незапамятные времена была неким перекрестком, откуда древние люди начинали свое переселение на восток и в Америку. Со временем за этой расой закрепилось название «люди глазковской культуры» — им и по сей день пользуются археологи всего мира.

Таинственный обряд

Вплоть до 1970-х на улицах Джамбула, Маяковского, на Райсовете строили — дома, дороги, прокладывали кабель. И раз за разом открывали новые могилы. В 1996-м при строительстве очередной новостройки в районе Райсовета было сделано еще одно сенсационное открытие. Строители вскрыли удивительное погребение — могилу северного волка, в лапах которого лежал человеческий череп. Кто-то намеренно захоронил животное вместе с останками человека, это единственное подобное погребение, известное ученому миру. Его возраст — примерно 7,5 тысяч лет.

Уникальной находкой заинтересовались японские исследователи. Проведя анализ костей, они произвели еще одну научную сенсацию — оказывается, человек и зверь умерли не в одно и то же время, человеческие останки лет на двести старше, чем скелет волка. Что это было? Ритуал, жертвоприношение либо какой-то древний обряд? Это остается одной из темных загадок и тайн нашей иркутской истории.

Музею здесь самое место

Раскопки на территории Глазковского некрополя прекратили в 1998-м году. Ученые поняли, что копать дальше — значит уничтожать бесценные артефакты. Большая часть некрополя сейчас находится на территории парка Парижской коммуны, который в 1920-е годы построили на месте старого Циклодрома. Рядом расположен спорткомплекс железнодорожников «Локомотив». От раскопок в парке не осталось и следа, теперь это просто место для прогулок, причем не самое комфортное. Сегодня парк Парижской коммуны, как и большинство городских парков, находится в запустении. При советской власти здесь находилось небольшое колесо обозрения, но потом его закрыли из-за небезопасной эксплуатации.

Выщербленные дорожки, сухие деревья, разрисованные рекламой заборы и горы мусора — так сегодня выглядит место, где когда-то сделаны прогремевшие на весь мир научные открытия. Тем не менее, здесь каждый вечер собирается много гуляющих — собачники, воспитанники спортивных секций, молодежь. Большинство из них ни о раскопках, ни о некрополе не слышали никогда.

На сегодняшний день в парке нет никаких следов раскопок
На сегодняшний день в парке нет никаких следов раскопок

Не представляет парк интерес и для биологов. Как поясняет заведующий кафедрой ботаники биолого-почвенного факультета ИГУ Андрей Лиштва, когда-то здесь произрастали интересные деревья и растения, но все они вымерли под натиском урбанизации и застройки.

— При таком тяжелом антропогенном воздействии выживают, как правило, только сорняки, — уточняет биолог. — Вот их в парке много осталось.

Однако об уникальности места внимательному человеку расскажет и сама земля. На территории парка множество возвышений и углублений — это и есть заросшие могильные курганы. Все указывает на то, что в парке уже давно пора открыть музей. Сегодня о музеификации мест Глазковского некрополя говорят много. Впрочем, идее о строительстве музея здесь уже без малого сто лет — впервые ее высказали еще во время проведении первых раскопок. Вопрос о музее вновь подняли только в 1980-х годах. Тогда группа иркутских архитекторов разработала целый проект реконструкции парка Парижской коммуны, в котором был предусмотрен музей на месте раскопок некрополя. Об этом проекте вскоре позабыли, средств на его осуществление тогда не нашлось вовсе.

На территории парка много возвышений и углублений
На территории парка много возвышений и углублений

Еще раз идея о создании музея возродилась в 2006 году. Старый эскиз музея подправили и дополнили с учетом новых технологий. В ИрГТУ было создано сразу несколько набросков проекта строительства музея. Наиболее интересный из них — музей под открытым небом, наподобие египетских.

— Глазковский некрополь может стать таким же символом Иркутска как Байкал, — рассказывал во время акции «Прогулки по Иркутску» министр культуры и архивов области Виталий Барышников. — На этом месте можно построить отличную смотровую площадку, с которой бы открывался вид на весь исторический город. Кроме того, можно было бы открыть музей археологии, а также создать музей под куполом, где каждый желающий может не только осмотреть места раскопок, но и принять в них участие под руководством опытного гида.

В 2012 году правительство региона во главе с бывшим губернатором Дмитрием Мезенцевым обратилось в министерство культуры с предложением создать на базе некрополя исторический музей и Байкальский центр изучения человека. По предварительным подсчетам цена проекта — больше миллиарда рублей. Пока этот вопрос остается неразрешенным.

— Все дело в том, что музеификация требует большого количества средств, — заключил начальник отдела археологии службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Михаил Скляревский.

Есть и хорошая новость — уже получено одобрение на включение некрополя в перечень культурного наследия ЮНЕСКО. Правда, получение этого «звания» очень долгая процедура — на нее потребуется не меньше 10-15 лет. Зато придаст археологическому объекту особый статус и, возможно, поможет привлечь средства на создание музея.

Ученые очень опасаются, что иркутяне начнут самовольные раскопки в парке в надежде обнаружить артефакт, такие прецеденты уже были. Историки предупреждают: Глазковский некрополь — это объект культурного наследия РФ, раскопки на его территории караются по закону.

Надежда Гусевская, IRK.ru

  • Денис Михайлов 1 октября 2019 в 11:45

    К слову, заменить буквы Парижской коммуны на Глазковский некрополь не разрешили. Инициатор так и не смог доказать. Все находки же костей с черепами принадлежат парку «Звездочка» в 4 километрах от Парка Парижской коммуны. Там действительно было кладбище и при прокладке трубопровода в 1960-х…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля