Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Страшны ли нам санкции?

С ограничениями на ввоз в Россию некоторых продуктов питания из Европы, США, Канады и Австралии остро встал вопрос: а сможем ли мы своими силами заполнить опустевшие ниши? Возможности и ожидания участников продуктового рынка Приангарья по этому поводу оценил корреспондент IRK.ru

Сможем себя прокормить

По данным Иркутскстата, наш регион практически полностью обеспечивает себя по ряду важных категорий сельхозпродукции. Так, уровень самообеспечения зерном на рынке Приангарья составляет более 94%, картофелем — более 98%, молоком — более 81%. Яйца сельхозпредприятия региона производят даже с избытком: по итогам 2012 года, этого продукта у нас было на 64% больше потребностей областного рынка. Регион производит овощи на 71% от необходимого объема. А также около 58% требуемого объема мясной продукции, но здесь, по словам статистов, есть своя специфика.

— В мясном производстве большую роль занимает мясо птицы, — рассказывает начальник отдела статистики сельского хозяйства Ольга Пермякова. — Это объясняется скороспелостью и коротким периодом выращивания данного вида мяса. Производство и выращивание же крупного рогатого скота более трудоемкий и длительный процесс, занимающий до нескольких лет. Кроме того, крупных производителей говядины в регионе почти нет. А единственный крупный производитель свинины, Усольский свинокомплекс, в нашем регионе является практически монополистом.

По ряду показателей производства сельхозпродукции показатели если не растут, то по крайней мере держатся на достигнутом уровне. Однако долгие годы единственной категорией для рынка Приангарья, полностью зависимой от импорта, являются фрукты и ягоды. Объем собственного производства здесь составляет всего 8,2% от потребностей жителей региона. Зависимость от внешних поставок объяснима особенностями местного климата, в котором трудно наладить эффективное масштабное садоводство.

— С разведением ягод и фруктов у нас исторически было сложно, — поясняет Ольга Пермякова. — Выращивание таких культур, в силу природных особенностей Иркутской области, сложно производить, если только на своих личных участках. Поэтому в этой категории на рынке много китайской продукции.

В общую региональную статистику входят не только фермеры или агропредприятия, но и подсобные хозяйства граждан. В регионе насчитывается 349 тысяч личных приусадебных участков. За счет этого часть жителей области может обеспечивать себя самостоятельно. Однако части населения остается надеяться на импортные продукты.

На свиноферме. Фото с сайта www.ushpk.ru
На свиноферме. Фото с сайта www.ushpk.ru

Готовимся развиваться

По поводу введения санкций сами сельхозпроизводители в целом настроены оптимистично. Их основные аргументы — рост интереса со стороны государства к фермерам и агрофирмам. Фермеры надеются, что наконец их работа будет востребована, а значит появятся дополнительные стимулы для развития. Но процесс расширения фермерских и агропромышленных мощностей не будет быстрым.

Анатолий Гамаюнов, фермер (Тулунский район):
— Мы определенно выиграем от введения санкций. Хотя хозяйство у меня небольшое, но есть желание развивать и расширять производство. Недавно запустили новый молочный цех, увеличиваем поголовье скота. Нашими силами и силами соседних фермеров нам удается практически полностью обеспечивать молоком весь Тулун.

Кроме того, мы планируем задействовать для сельхозпроизводства полузаброшенные поля в окрестностях города. Об этом, к слову, задумались еще до того, как ввели ограничения на ввоз продуктов. Поэтому ничего страшного в санкциях для нас нет. Будем своими силами наращивать производство.

Дмитрий Пашков, фермер (Боханский район):
— Я занимаюсь производством зерновых и выращиванием свиней. И безусловно, для нас санкции принесут положительный эффект. Наконец-то государство поворачивается лицом к сельскому хозяйству и говорит о том, что нужно кормить страну своими силами. Это не только важно для нашей продовольственной безопасности, но и поспособствует развитию экономики в смежных отраслях.

С другой стороны, одномоментно мы не сможем расшириться и накормить страну. Чтобы нарастить производство, нужно в него вложиться, а полноценных результатов ожидать в течение нескольких лет. Уже чувствуется рост спроса. В частности мне звонят по увеличению закупок партий мяса. К осени можно ожидать. Для нас это благо, а вот потребители могут пострадать от роста цен. Нужно думать о расширении посевных площадей и маточного поголовья.

Ферма в Куйтунском районе. Фото Александра Шудыкина
Ферма в Куйтунском районе. Фото Александра Шудыкина

Не все гладко

Более тревожное настроение у работников торговли. Серьезные изменения в ассортименте предстоит провести руководству магазина деликатесов «Штаб 5 Армии». По словам администратора Юлии Богородской, необходимо заменить ряд позиций, по которым введены санкции. Сейчас по этому поводу ведутся переговоры с поставщиками.

— Пока мы работаем на старых запасах, — отмечает Юлия Богородская. — Одновременно с этим улаживаем проблемы с поставщиками и прорабатываем с ними доставку аналогов продуктов, попавших под санкции. Необходимо найти аналоги для продукции из Италии, Испании и других стран Евросоюза.

Как сообщает пресс-служба группы компаний «Слата», на данный момент доля импортных товаров в ассортименте торговой сети составляет около 15%, из них под ограничения по поставкам попадает не более 2% ассортимента. Преимущественно, это сыр, мясные продукты, фрукты, рыба и морские деликатесы.

Из Европы в торговую сеть «Слаты» завозят яблоки и томаты. Их заменят на продукцию из Чили, Аргентины, Узбекистана, ведутся переговоры по поставкам из Краснодарского края и Египта. Сменят поставщиков консервированных фруктов и овощей — по этому поводу ведутся переговоры об увеличении поставок из регионов России, Казахстана, ЮАР, Китая, Южной Америки.

Ограничения коснутся поставок украинских и европейских сыров, в том числе элитных. Их заменят идентичными сортами производства России, Беларуси. Еще одним важным поставщиком станут местные фермеры, производящие сыры по итальянской технологии.

Ведется поиск новых каналов поставок крабового мяса, мидий, улиток, креветок. В частности, прорабатывается вопрос увеличения поставок с российских и китайских мест вылова. А вот норвежскую семгу, форель и некоторые другие виды рыб заменить пока нечем.

Всего же поиск альтернативных источников поставок, переговоры с ключевыми производителями и поставщиками займет 1,5 — 2 месяца. За этот период в «Слате» будут реализовывать имеющиеся запасы продуктов, попавших под ограничение.

***
Обществу и экспертам еще предстоит оценить последствия санкций в отношении западных стран. Что принесет с собой «продуктовый» запрет — действительный рост местного сельского хозяйства или замену импорта из других стран-поставщиков? Узнаем в ближайшее время.

Андрей Щепин, IRK.ru

  • Olleg 16 августа 2014 в 09:08

    Как говорится, не верь своим глазам, верь моему честному слову. Это хотят нам навязать как аксиому власть имущие и получается. Смотришь точно мясная продукция (соответственно и из чего она сделана), молочная, овощи, да и фрукты - всё местное, доморощенное. Пробок на дорогах нет, потому что нет…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля