Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Автообучение по-новому

11 августа вступили в силу поправки в федеральные законы «Об образовании» и «О безопасности дорожного движения». В них законодатели вносят значительные изменения в систему подготовки водителей. В частности, перестройка коснется учебных программ, материальной базы автошкол, обустройства автодромов. Теперь водителей будут готовить по новым правилам. Какие перемены ждут будущих водителей и готовы ли к изменениям сами автошколы, выяснял корреспондент IRK.ru

Чистка рядов

Поправки в федеральные законы «Об образовании» и «О безопасности дорожного движения», вступившие в силу 11 августа, в идеале призваны навести порядок в системе обучения и аттестации российских водителей. Это довольно назревшая проблема, связанная с хаотичной и разобщенной системой подготовки автомобилистов. В последние годы город наводнили сомнительные организации, владеющие недостаточной, а то и вовсе «виртуальной» учебной базой. Чему и как там учили будущих водителей, на основании чего выдавали свидетельства об окончании курсов — решительно непонятно.

Большое внимание в принятых поправках уделено базовому материально-техническому обеспечению школ. Это касается как учебных материалов, моделей и тренажеров, так и объема автопарка. Все автошколы теперь подлежат лицензированию и должны получить заключение ГИБДД на соответствие имеющихся возможностей заявленным учебным программам.

— Автошколы становятся полноценными образовательными учреждениями, регулируемые законом «Об образовании», — отмечает Григорий Крепель, заместитель начальника УГИБДД МВД по Иркутской области. — Проверки же будут направлены на изучение возможностей учебных центров обеспечить должный уровень услуг и выявление автошкол-«фантомов».

Серьезные требования будут предъявлять к учебным автомобильным площадкам. Теперь нельзя выдать за полноценный автодром гравийную площадку, огороженную шинами. Владельцам придется обустраивать учебные трассы площадью не меньше 0,24 гектара должным образом: асфальтировать, устанавливать освещение, ограждения. Более того, в документах на землю следует указать ее назначение в качестве автомобильной учебной площадки. В противном случае автодром закроют.

— По нашим данным, действует четыре асфальтированных автодрома в Иркутске и один в Ангарске, — рассказывает Григорий Крепель. — Времени на то, чтобы привести в порядок и заасфальтировать автодромы у собственников участков крайне мало. Есть вероятность, что в процессе проверок с рынка может уйти 50-60 процентов автошкол.

— Проверки будут проводиться комплексно, — отмечает замглавы обрнадзора министерства образования Иркутской области Валентина Островская. — Специалисты будут выезжать и непосредственно на месте осматривать каждую площадку и проверять, используется ли земля под заявленными автодромами по назначению.

Теперь проверяющим предстоит просчитывать пропускную способность автошкол и автодромов. Этот показатель будет напрямую зависеть от количества классов, предметов и штата преподавателей, а также количества автомобилей. По словам Григория Крепеля, это позволит выявить виртуальные центры подготовки, которые по факту никакой образовательной деятельности не ведут.

Экзамен. Фото Владимира Смирнова
Экзамен. Фото Владимира Смирнова

Обязательная программа

Раз автошколы становятся образовательными учреждениями, то для них введут обязательные программы обучения. Так, для курсантов самой популярной категории B увеличат объем теоретической подготовки: со 106 до 130 академических часов. Вместе с практикой продолжительность обучения достигнет примерно 200 часов.

Сами обучающие программы будут разбиты на модули. Пока известны детали проекта базового модуля, дающего минимум знаний и навыков. Он — самый продолжительный (примерно 84 академических часа) и предусмотрен для всех водительских категорий. Модуль включает: основное законодательство о безопасности дорожного движения, навыки первой помощи, устройство ключевых узлов автомобиля. В программу обучения войдут и новые предметы, такие, как решение дорожных конфликтов. Впрочем, автошколам не запрещено расширить базовый блок собственными авторскими программами и дополнить теоретическую подготовку.

Автошколам, претендующим на возможность работать на этом рынке, потребуется расширение штата преподавателей. Впрочем, по словам Валентины Островской, базовые квалификационные требования к педагогическому составу автошкол будут не самыми строгими.

— Инструкторскому и преподавательскому персоналу достаточно будет наличия водительского удостоверения, — поясняет Валентина Островская. — А также наличие соответствующего диплома об образовании.

Одновременно с изменением системы подготовки вводится и новая шкала водительских категорий. Так, теперь владельцы мопедов должны получить права категории М. Однако законодатели еще не приняли четко прописанных технических характеристик транспортного средства, которое в правовом аспекте будет считаться мопедом. В связи с этим автошколы пока не могут выстраивать новые и корректировать существующие учебные планы.

Руководители иркутских автошкол встречают принятые изменения настороженно. С одной стороны, добросовестные участники рынка получат возможность для развития. Да и оттого, что конкурентов поубавится, серьезные обучающие центры только вздохнут с облегчением. С другой стороны, в принятых поправках предприниматели отмечают недостаток конкретики. Особенно это касается введения новых тонкостей в процессе обучения.

— К этим изменениям мы готовы, — отметил директор Сибирского федерального центра ИрГТУ «Автомобилист» Геннадий Кабанов. — Мы уже год как не автошкола, а специализированный центр по подготовке как водителей, так и специалистов по авто- мототранспорту. Всего порядка 20 специальностей, в том числе преподавателей для других автошкол. Мы готовы к изменениям. Я знал, что они наступят, потому что в этой сфере пора было что-то менять. Так, как работала система обучения сейчас, не должно было продолжаться. Представьте, за год на дорогах России гибнет больше людей, чем за всю афганскую войну. Другое дело, поправки в закон приняли, а подзаконные акты — до сих пор нет. По сути, телегу поставили впереди лошади.

Фото Владимира Смирнова
Фото Владимира Смирнова

Позицию Геннадия Кабанова поддерживает руководитель Байкальской региональной ассоциации автошкол Владимир Свиридов. Но, по его мнению, на выполнение всех требований нового законодательства времени остается мало.

— Программы приняли, но не дали времени на подготовку, — отмечает Владимир Свиридов. — Мы просили полгода, писали письмо от имени ассоциации, в том числе в минэкономразвития. От них есть заключение, что министерство образования должно было предусмотреть поэтапное введение программы, подготовку документации, автодромов, материально-технического обеспечения. Однако десять дней на подобную подготовку недостаточно. Поэтому неизвестно, когда мы подойдем к процедурам согласования программ обучения.

***
Григорий Крепель отмечает, что сроки принятия подзаконных актов, регулирующих исполнение новых правил, пока неизвестны. Как непонятны и конкретные контрольные полномочия ГИБДД и Обрнадзора. По словам представителя МВД, без новых нормативных документов автоинспекция будет работать по действующим правилам.

Однако руководителям автошкол рекомендуют готовиться к изменениям уже сейчас, не дожидаясь милости законодателей. И пока полагаться в этом вопросе на собственный опыт и общие положения закона.

Другое дело, что в процессе перестройки системы подготовки водителей может образоваться дефицит мест в автошколах. Как это скажется на ценах за обучение, тоже пока неизвестно.

Андрей Щепин, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Keit 29 августа 2014 в 12:54

    Масло маслянное…никакой конкретики….кстати - катаюсь по гравийному автодрому - ничего в этом страшного не вижу….

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля