Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Полоса посадок: Часть 2

Мы публикуем продолжение хит-парада самых-самых коррупционных скандалов последней пятилетки по версии IRK.ru.

Дело шестое. Владимир Жуков: синдром Колобка

Самое-самое: находясь за пределами города несколько месяцев, ответственный мэр Ангарска Жуков ни на минуту не забывал о своих должностных обязанностях, продолжая руководить городом дистанционно. Каждый день он выходил с подчиненными на связь по скайпу.

В отличие от Юрия Кариха, который сдержал обещание вернуться на пост мэра, его коллегу из Ангарска Владимира Жукова в родные пенаты оказалось вернуть не так-то просто. Даже пришлось прибегнуть к помощи Интерпола. Скитаться «по столицам и заграницам» Владимир Валентинович отправился в конце марта 2014 года. Путешествие носило вынужденный характер. Официальная причина — необходимость срочного медицинского лечения в московской клинике, неофициальная — уголовное дело по части 4 статьи 160 УК «Растрата бюджетных средств в особо крупном размере».

Следственные органы заинтересовались соглашением, которое заключили Жуков и его протеже, председатель думы Ангарского муниципального образования Светлана Кажаева. До того, как стать мэром города, Владимир Валентинович несколько лет занимал пост главы АМО, теперь вот место освободилось. Решив поставить на этот пост своего человека, Жуков «соблазнил» Кажаеву доплатами к основному заработку. Но, во-первых, изменение оклада выборного лица производится только с согласия представительного органа: в этом случае — думы АМО. Во-вторых, на момент заключения соглашения полномочия главы АМО Жуков с себя уже сложил, поэтому официальной силы оно не имело. А заработную плату Светлана Борисовна при этом получала исправно, общий ущерб бюджету АМО — 1,3 миллиона рублей.

26 марта 2014 года в кабинете Жукова начались масштабные обыски. Следователи нашли 600 тысяч рублей неясного происхождения и повод для возбуждения еще одного уголовного дела, на сей раз по статье 292 УК РФ «Служебный подлог». В перечне домов, предназначенных для включения в программу переселения из ветхого и аварийного жилья, правоохранители обнаружили ряд поддельных документов.

Во время одного из таких обысков, при котором Жуков присутствовал лично, у него подскочило давление. В результате мэра отвезли в больницу с гипертоническим кризом прямо из служебного кабинета. Через три дня после госпитализации Владимир Жуков покинул медучреждение, написав добровольный отказ от помощи врачей. И внезапно улетел в Москву, объяснив это тем, что столичные светила медицины помогут ему скорее справиться с недугом. И вот тут начинается самое настоящее кино — наш герой неожиданно исчезал и столь же неожиданно объявлялся в самых разнообразных местах, держа в напряжении сотрудников правоохранительных органов Иркутской области.

Официальный сайт Ангарска сообщил, что 2 апреля главе города была сделана срочная операция в одной из столичных клиник, где он находился на лечении в тяжелом состоянии. Однако уже 3 апреля Жукова из этой клиники выписали. 14 апреля он внезапно оказался в Крыму, да еще и во главе официальной делегации Ангарска. Владимир Валентинович подписал соглашение о сотрудничестве и организации взаимоотношений с городом Алуштой и даже, не думая о здоровье, принял участие в посадке деревьев на Аллее памяти и дружбы.

Затем ангарский глава опять куда-то пропал. На этом терпение сотрудников СК по Иркутской области закончилось, и 30 апреля шустрого мэра объявили в федеральный розыск. 8 мая сайт Ангарска вновь сообщил о госпитализации своего городского главы — теперь он проходил курс реабилитации, называлось даже точное название медучреждения. В этом же сообщении говорилось, что глава Ангарска каждый день проводит онлайн совещания с сотрудниками администрации. Когда следователи нагрянули по указанному в сообщении адресу больницы, выяснилось, что пациент Жуков выписался оттуда еще 7 мая. Следователи стали подозревать, что администрация города намеренно вводит их в заблуждение, публикуя сообщения о своем патроне, только после того, как он покидает очередное место своего пребывания.

6 июня мэра Жукова объявили в международный розыск. Иркутские политологи, пристально следившие за этой вялотекущей погоней, ожидали, что в следующий раз Владимир Валентинович объявится на БТР где-нибудь в Донецке или Луганске. Но обнаружили Жукова в Белоруссии, в городе Волковыск Гродненской области. Ангарский городской суд избрал для него меру пресечения в виде заключения под стражу. В июле Белоруссия удовлетворила прошение об экстрадиции, Владимир Жуков был перевезен из Минска в Москву, для надежности склонного к побегам мэра сопровождал спецконвой. В ближайшее время Владимир Валентинович вернется в родной Ангарск, где наконец-то встретится с заждавшимися его следователями.

Дело седьмое. Светлана Кажаева: на двух стульях

Самое-самое: Председатель думы АМО Светлана Кажаева оказалась настолько трудолюбива, что взвалила на свои хрупкие женские плечи еще и полномочия мэра АМО. Правда, за существенную заработную плату.

Светлана Кажаева. Фото с сайта www.angarsk-adm.ru
Светлана Кажаева. Фото с сайта www.angarsk-adm.ru

Светлане Кажаевой — второму фигуранту этого скандального уголовного дела — в полной мере пришлось отдуваться за двоих. Пока Владимир Жуков путешествовал по миру, Кажаева не могла покинуть даже стены родного дома. Ее задержали 28 марта 2014 года, сразу же заключив под стражу, предъявив обвинение по все той же статье 160 УК РФ. Следователи заявили, что заключенное соглашение об исполнении ею полномочий мэра АМО недействительно еще и потому, что в уставе нет такой должности. Кроме того, сомнительно, что председатель думы муниципального образования может при этом еще и руководить администрацией этого же самого населенного пункта. Усидеть на двух стульях у Кажаевой не получилось.

В СИЗО Светлана Борисовна провела два дня, потом суд избрал для нее меру пресечения в виде домашнего ареста до 26 мая. 31 марта Светлана Кажаева сложила с себя все полномочия, написав заявление об увольнении с поста и.п. мэра АМО и председателя думы АМО. Желание сотрудничать со следствием и искреннее раскаяние Светлане Кажаевой не помогло — 21 мая арест ей продлили еще на два месяца, а 26 июля добавили еще один срок. Трудолюбивая чиновница пробудет под арестом до конца сентября, ожидая суда и вторую половину криминального дуэта — Владимира Жукова.

Дело восьмое. Галина Шумихина: много шума — и ничего

Самое-самое: Будучи под следствием за подписанное разрешение о вводе в эксплуатацию жилых домов, мэр Маркова выдала такое разрешение еще раз. А потом последовала примеру Сергея Миллера и наняла для себя адвоката за счет средств муниципального бюджета.

Галина Шумихина. Фото «Вести — Иркутск»
Галина Шумихина. Фото «Вести — Иркутск»

Уголовное преследование главы Маркова Галины Шумихиной началось в апреле 2012 года с возбуждения СКР по Иркутской области дела по части 1 статьи 293 УК РФ «Халатность». По версии следствия, Галина Шумихина, нарушив ряд законов, подписала и выдала строительной компании разрешение на ввод в эксплуатацию нескольких блок-секций жилого комплекса в Иркутском районе. Это жилье строилось за счет средств федерального бюджета и предназначалось военным. Однако новоселы категорически отказались въезжать в дома, обнаружив массу нарушений в своих долгожданных квартирах.

Дело Шумихиной по статье «Халатность» следствие тоже расследовало как-то халатно, затянув все на целый год. Все это время подследственная продолжала выполнять обязанности мэра Маркова. Местные жители таким поворотом дел были недовольны — они написали несколько открытых писем президенту РФ, прося разобраться в ситуации. Но без толку.

В конце 2012 года неугомонная чиновница вновь проделала тот же самый трюк — выдала все той же компании подложный документ, разрешающий ввод в эксплуатацию теперь уже 11 секций. Подписанное Шумихиной разрешение на этот раз явилось основанием для перечисления более 150 миллионов рублей на счет строительной компании. 15 февраля 2013 года Галине Николаевне предъявили еще одно обвинение — на этот раз по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Но и это еще не все. 25 февраля 2013 года копилка уголовных дел госпожи Шумихиной пополнилась еще одним, третьим,  — по части 3-й статьи 160 УК РФ — «Растрата средств муниципального бюджета». По версии следователей, Галина Николаевна, будучи привлеченной к уголовной ответственности по ранее возбужденному делу, для защиты наняла адвоката за счет бюджетных средств. Защита Шумихиной обошлась марковскому бюджету в 25 тысяч рублей.

Параллельно, в рамках «дела Шумихиной» было возбуждено четвертое уголовное дело: по части 1 статьи 238 УК РФ «Производство, сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей».

15 февраля 2013 года Галину Шумихину отстранили от занимаемой должности и заключили под домашний арест. Уже через месяц фигурантку четырех уголовных дел выпустили. Она с триумфом вернулась в свое мэрское кресло. Расследование тем временем забуксовало, следователи по уголовным делам против Шумихиной менялись с регулярностью. В результате до суда «дожило» лишь одно дело по статье 160 УК. 17 марта 2014 года в Иркутском районном суде началось его рассмотрение — официальный сайт суда обозначил начавший процесс шифровкой: «дело в отношение лица, совершившего преступление, предусмотренное частью 3 статьи 160 УК РФ» (орфография сохранена). Рассмотрение дела в суде продолжается.

Дело девятое. Юлия Румянцева: дорогая информация

Самое-самое: Замминистра Румянцева подписала акты выполненных работ на сумму в 100 миллионов рублей, когда работы еще находились в самом разгаре.

Юлия Румянцева. Фото «Вести — Иркутск»
Юлия Румянцева. Фото «Вести — Иркутск»

Не обошли своим вниманием сотрудники СК и областное правительство. 6 июня 2013 года было возбуждено сразу три уголовных дела против первого замминистра экономического развития и промышленности Юлии Румянцевой. Следователи припомнили Юлии Николаевне ее «грехи» на посту заместителя министра информационных технологий, инновационного развития и связи.

Высокопоставленная чиновница попала в поле зрения правоохранительных органов после проверки специалистами ФСБ сметы и расходования средств на создание новой информационной программы. Было установлено, что Румянцева заключила контракт с ОАО «Ростелеком» без проведения должного аукциона, а это — превышение должностных полномочий. Сумма контракта — 100 миллионов рублей, деньги компании были перечислены. Румянцева также подписала акт выполненных работ, где указывалось, что работы уже проведены в полном объеме. На самом деле, по мнению, правоохранительных органов, это не соответствовало действительности.

Следователи также предположили, что цена на услуги была существенно завышена, в результате бюджету Иркутской области нанесен ущерб более 20 миллионов рублей. Но и на этом замминистра не успокоилась. Следователи выяснили, что она организовала размещение заказа на закупку электронно-цифровых подписей на сумму около трех миллионов рублей. В итоге Юлии Румянцевой предъявили обвинения по трем уголовным делам — статье 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» и статье 292 УК РФ «Служебный подлог».

Следователи задержали Румянцеву и сразу же заключили под стражу в СИЗО. Но через короткое время по решению Кировского районного суда Юлия Николаевна вышла на свободу под залог в 700 тысяч рублей. 10 июня 2013 года СК потребовал на время следствия отстранить Румянцеву от занимаемой должности. Расследование продолжается.

Дело десятое. Семен Круть: не выКРУТился

Самое-самое: Семен Круть давал советы о том, как лучше устроить «липовые» разрешения на привлечение иностранной рабсилы.

Семен Круть и Рита Низамова. Фото «АС Байкал ТВ»
Семен Круть и Рита Низамова. Фото «АС Байкал ТВ»

Еще до начала следствия по делу Румянцевой правоохранители заинтересовались ее предшественницей на посту замминистра информационных технологий Ритой Низамовой. 12 августа 2012 года Низамову обвинили в получении взятки в особо крупном размере, 1,7 миллиона рублей, от предпринимателей Юлии Журавлевой и Николая Щербакова. За столь внушительную сумму Низамова обещала согласовать документы по привлечению иностранных работников для ряда частных предприятий Иркутска.

Самостоятельно уладить такую сложную проблему женщина не смогла, пришлось обращаться к крутому советчику. На эту роль Низамова выбрала бывшего министра социального развития, опеки и попечительства, а также бывшего уполномоченного по правам ребенка Семена Крутя.

По версии следствия, экс-министр, имея связи с высокопоставленными чиновниками региона, давал советы по согласованию дачи взяток при распределении квот иностранной рабочей силы для строительных компаний. При этом пособнические услуги Семен Круть предоставлял в период, когда уже не работал в правительстве области. Поэтому статью о злоупотреблении служебными полномочиями к Крутю не применили — он ими на тот момент уже не обладал, зато остались связи.

15 сентября 2012 года ему было предъявлено обвинение по статье 291 УК РФ «Пособничество при даче взятки». Его задержание по старой доброй традиции сотрудники СК и ФСБ организовали в аэропорту. Крутя тут же взяли под стражу, позже выпустив под залог. Расследование и слушание дела затянулось почти на два года. Обвинительный приговор Низамовой и Крутю Кировский районный суд вынес только 7 июля 2014 года. Низамовой назначено наказание в виде девяти лет лишения свободы в колонии общего режима с возмещением штрафа в размере 121 миллиона рублей, Крутю — пять лет строгого режима с возмещением штрафа в размере 4,7 миллиона рублей. Это дело, без сомнения, можно считать главным «хитом» коррупционных дел последних лет. Не только из-за его размаха, но и из-за прецедентного приговора. Согласитесь, не часто бывшим министрам в нашей стране назначают наказание в виде пяти лет строгого режима.

Надежда Гусевская, IRK.ru

  • IIupok 11 сентября 2014 в 10:31

    90% дел, так и не доведены до конца…
    Все «Расследование продолжается».
    Рука руку моет….

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля