Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Трудности перевоза

Прошедшее лето жители Тофаларии запомнят надолго. Многим из них — детям, больным, старикам — пришлось выстаивать двухнедельные очереди в аэропорту Нижнеудинска и брать штурмом билетные кассы, чтобы попасть домой. Авиаперевозки подорожали, и количество рейсов между Тофаларией и «большой землей» сократилось до критического уровня. О том, как люди выживают в таких условиях и как решить транспортную проблему, читайте в статье корреспондента IRK.ru

В этот край таежный только вертолетом можно долететь

«Краем возле самого неба» когда-то назвал Тофаларию Валентин Распутин. Добраться до «края неба» большую часть года можно тоже только по воздуху — на вертолете МИ-8. Зимой в эту местность, затерявшуюся в глубинах Восточных Саян, можно попасть по реке, однако путешествие по слоистому речному льду грозит растянуться на 12-14 часов, а затем начинается непроходимое бездорожье.

— Бывает, приезжают к нам экстремалы за новыми впечатлениями, — рассказывает житель Тофаларии Виктор Тулаев. — Но и они, на своих сверхпроходимых вездеходах до нас не могут добраться. А в теплое время года с наземным транспортом вообще никак, только по воздуху…

Авиасообщение между Тофаларией и «большой землей» — районным центром Нижнеудинск — открылось еще в 20-е годы прошлого столетия. До этого коренные жители, тофы, вели кочевой образ жизни: занимались охотой и рыбалкой, пасли оленей.

В 1927 году советская власть постановила: в государстве не может быть никаких кочевников. Для тофов построили три поселка: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара. Регулярными авиарейсами обеспечивали всем необходимым. Дефицита оленеводы не знали никогда, а самолет прилетал в Тофаларию до десяти раз за день. Даже в годы войны государство не забывало о тофах, зато после перестройки о живущем в горах народе, казалось, позабыли все. Самолеты не прилетали по полгода, и жители труднодоступной территории оказались в настоящей блокаде. В советские годы никто не задумывался, во сколько обходятся полеты в Тофаларию и обратно. С приходом рыночных отношений стало ясно: такие рейсы абсолютно нерентабельны, выполнять их не хотел ни один авиаперевозчик.

С прилавков магазинов в Тофаларии исчезло буквально все — крупы, мука, растительное масло, не говоря уже о хлебе. Тофы питались тем, что давала тайга. Но зимой, в пятидесятиградусные морозы, охотники мало что добывали.

За годы бесперебойного снабжения продуктами, многие тофы позабыли свой национальный промысел: бывалые охотники состарились, а молодежь охотиться так и не научилась.

— После очередной многомесячной задержки, когда самолет приземлился в Алыгджере, матери забросили на борт опухших от голода малолетних детей с криками «Увезите их отсюда, пусть хоть они не умрут!», — вспоминает мэр Нижнеудинского района Сергей Худоногов. — Я ходил по всем инстанциям области и выпрашивал помощи для тофов: рейсы нужно было срочно спонсировать государству, иначе никак. Меня в те годы так и звали — «плачущий мэр», потому что где бы я ни был, я сразу начинал рассказывать о том, что в горах гибнет целый народ. Дошел даже до Ельцина. После этой встречи губернатор Ножиков пообещал решить проблему, и в бюджет области впервые заложили дотации для Нижнеудинского района на поддержание тофов.

Но средства, как тогда, так и сейчас, по этой программе поддержки выделяются скромные. Транспортная проблема, как и в 90-е, остается нерешенной. О самолетах здесь давно забыли, теперь между Тофаларией и Нижнеудинском летают только вертолеты МИ-8, в которые едва помещается 20 человек.

Лето было нелетное

В вертолетной зависимости оказались 1300 человек, из которых порядка 700 — тофалары, представители коренного народа. Сегодня вся политика России направлена на сохранение малых этносов: для них разрабатываются специальные программы, действуют льготы и другие разные меры соцподдержки.

— В Иркутской области с 2013 года работает специальная программа по поддержке коренных малочисленных народов, — поясняет советник губернатора Иркутской области по вопросам коренных малочисленных народов Нина Вейсалова. — Тофам были выделены субсидии, произведены социальные выплаты на приобретение необходимой техники — снегоходов, лодочных моторов, на общую сумму более 15 миллионов рублей. Жителям Тофаларии ежегодно предоставляются социальные выплаты на строительство жилых помещений. Кроме того, предусмотрены средства на сохранение, популяризацию культуры малочисленных народов, на развитие традиционных промыслов — охоты и оленеводства.

Но все благие намерения правительства идут прахом, как только тофу требуется выбраться за пределы родного края. О какой поддержке малочисленного народа может идти речь, если Тофалария практически круглогодично живет в условиях транспортной блокады?

«Летная сегодня погода или нет?» — с этого вопроса в Тофаларии начинается каждое утро. Но у тофов бывают не только нелетные дни, у них нелетным может оказаться целый сезон или даже год. В 2014 ситуация с авиасообщением вновь стала критической, совсем как в постперестроечное время. В 2013 году за счет субсидий из областного бюджета удалось организовать только 134 рейса. В 2014 году денег хватит лишь на 91 рейс. Это значит, что вертолет сможет прилететь в определенный населенный пункт только раз в три недели. По подсчетам Сергея Худоногова, для нормальной жизнедеятельности тофов необходимо не меньше 400 полетов в год. Совсем туго бывает летом, когда идет максимальный пассажиропоток.

— Жителям Тофаларии нужно в соцучреждения для оформления документов, в больницу на лечения и медосмотры, студентам нужно на учебу, — рассказывает глава Алгыджера Владимир Лобченко. — Детям из других поселков, которые учатся в интернате в Алгыджере, нужно домой улететь, ребятню нужно вывезти на каникулы. Вертолет не резиновый, мест на всех не хватает.

Сегодня рейсы в Тофаларию совершает одна авиакомпания «Ангара», чья база расположена в Нижнеудинске. Больше никто из перевозчиков работать не соглашается. Возмущенные тофалары спрашивают: почему администрация района не проводит конкурс на оказание этих услуг, ведь по закону положено именно так.

— Мы конкурс объявили. Нашелся только один подрядчик, с ним и заключили договор. Да хоть десять конкурсов объяви, все равно никто больше не придет из подрядчиков, невыгодно, — устало говорит Сергей Худоногов. — Кому это надо? Перевозки убыточные. Стоимость билета все равно никогда не покроет расходы авиаперевозчиков.

Причина кризиса в этом году — увеличение стоимости летного часа. С 2014 года он подорожал сразу на 42%, а субсидии в бюджет закладывались еще в прошлом году, больше денег нет.

Дорожают билеты. В пресс-службе «Ангары» уточнили, что стоимость проезда в этом году увеличилась не более, чем на 90 рублей. Но тофалары называют иную цифру: цена билета возросла на 30-40%, сегодня за перелет из Нижнеудинска в Алгыджер приходится выложить 1700 рублей. Даже такие деньги люди готовы платить, только бы вертолеты летали. Люди вынуждены записываться в очередь за две недели до вылета, да и не факт, что улетишь. Но мало улететь, нужно еще вернуться. Летом жители Тофаларии брали кассы аэропорта в Нижнеудинске чуть ли не штурмом.

— Был специальный список, в который вносили фамилии всех, кто летел, — делится впечатлениями от летней поездки домой студент из Алгыджера Виктор Тулаев. — Постоянная перекличка, поэтому мы разбивали лагерь возле аэропорта еще с вечера. Приносили палатки, спальники, жгли костры и готовили еду там же. В шесть утра толпа ломилась к кассам, это был настоящий штурм. Я не видел односельчан полгода, но в этот раз даже хорошие знакомые были мне не рады — еще одно место в вертолете занято.

Все две недели ожидания в Нижнеудинске тофам нужно где-то жить и что-то есть. Самая дешевая гостиница в сутки обходится в 500-600 рублей на человека, самый скудный продуктовый набор — это еще рублей 300 в день. При этом средний заработок — около 7000 в месяц. Арифметика простая — большинству приходится копить на поездку в районный или областной центр не один месяц.

Кроме того, необходимы авиарейсы между населенными пунктами, между поселками и охотничьими зимовьями. Бывает так, что заготовленное мясо, рыба или орехи пропадают в тайге сотнями тонн, потому что вывезти их не на чем. Традиционный вид транспорта — лошадь и оленья упряжка — по горам не пройдут.

— Даже бортов санавиации мы часто ждем как чуда, — продолжает рассказ Владимир Лобченко. — За это время переломы успевают срастись — кости нужно ломать заново. У нас есть ФАПы в каждом населенном пункте, но чем поможет фельдшер, когда необходима срочная операция?

В июле этого года в Алыгджере произошел немыслимый случай. Житель поселка потратил около 150 тысяч рублей на то, чтобы доставить тело умершего отца в Нижнеудинск на прохождение судмедэкспертизы. Мужчина метался между учреждениями и инстанциями: полиция, администрация, мэр района и поселковый глава, дошел даже до чиновников областного правительства, но везде получал отказ в предоставлении вертолета для транспортировки. Все это время тело оставалось в непроходимой тайге, где его попеременно охраняли от диких зверей родственники и друзья погибшего.

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин назвал случившееся «цинизмом и бездушием органов власти» и посоветовал сыну умершего обратиться с исковым заявлением в суд.

В условиях дефицита

Ассортимент продуктов в магазинах Тофаларии крайне скудный. Наименования товаров можно пересчитать по пальцам. Фрукты разбирают в первый же день. Сладостей местная ребятня не видит месяцами. Постоянно не хватает масла, за ним выстраиваются очереди.

— Едим, что вырастим. Если сладкая картошка уродится — хорошо. Но ведь так нельзя, — вздыхает Владимир Лобченко. — Это не жизнь. Я как глава отвечаю за то, чтобы дети в детском саду и в школьном интернате получали сбалансированное питание, а где я им возьму фрукты и кефир?

Старожилы с тоской вспоминают: когда-то прилавки в магазинах ломились от остродефицитных товаров, лучше в советские времена власти снабжали только бамовцев. В тофаларских магазинах даже в эпоху застоя можно было купить джинсы.

Теперь о нарядах местные модницы могут только мечтать. Но хуже всего то, что в ФАПах не хватает лекарств.

Повезешь больше груза, значит все пассажиры в вертолет не войдут. Вот такая дилемма. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, правительство региона решило направлять в Тофаларию грузовые самолеты. Первый такой рейс АН-2 совершил 31 июля этого года. Но на этом все и закончилось — тот рейс оказался единственным. Как пояснил тогда министр транспорта Иркутской области Артур Сулейменов, для того, чтобы грузовые «кукурузники» летали в Тофаларию регулярно, нужны подготовленные посадочные площадки в населенных пунктах. Это относится к компетенции администрации поселений, но денег на такие расходы, конечно, нет.

В ближайшее время «напряженка» с вертолетами только усилится. По данным «Ангары», за истекшие восемь с половиной месяцев в Тофаларию уже было выполнено порядка 70 парных рейсов. Значит, на осенний и зимний период средств осталось только на 20 рейсов.

Кто виноват и что делать?

В последние месяцы про тофов и их проблемы говорят много. Наученные горьким опытом «блокадных» девяностых, представители коренного народа молча не сидят. Положение дел в Тофаларии находится на особом контроле уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина, наблюдает за ситуацией и прокуратура Иркутской области. В середине августа ведомство организовало в населенных пунктах мобильные приемные: жалобы и прошения прокурорам подали сразу 49 человек. В это же время Тофаларию с визитом посетил Артур Сулейменов, который признал: финансирование авиарейсов необходимо увеличивать.

— Мне известно, что готовятся поправки в областной бюджет 2014 года, предусматривающие увеличение финансирования авиаперевозок в Тофаларию, но они могут быть реализованы только после одобрения депутатами Законодательного собрания не раньше ноября, хотя решать эту проблему необходимо было заблаговременно, — отметил Валерий Лукин.

В целях снятия социальной напряженности, по мнению омбудсмена, необходимо дать возможность руководству Нижнеудинского района уже сейчас использовать финансовые средства областного бюджета, предусмотренные на организацию авиаперевозок в четвертом квартале 2014 года, с гарантией их восстановления в последующем.

— По моему мнению, необходимо предусмотреть средства на вертолетные рейсы и в профильных министерствах. В министерстве образования Иркутской области заложить средства на доставку школьников к месту учебы в школу-интернат в Алыгджере и вывоза их на каникулы, — делится своим способом решения проблемы Нина Вейсалова. — Министерству здравоохранения Иркутской области — средства на рейсы, которыми жители смогут выехать на плановые медосмотры в Нижнеудинск, по системе МВД предусмотреть деньги для выезда в случае экстренных ситуаций.

В ближайшее время Валерий Лукин намерен обсудить проблему с губернатором региона Сергеем Ерощенко на специальной встрече, посвященной проблеме авиасообщения с Тофаларией. По словам Нины Вейсаловой, сегодня правительство региона рассматривает возможность полной передачи полномочий по финансированию рейсов до Тофаларии на уровень субъекта федерации. Это позволит избежать трансфертов в бюджет Нижнеудинского района. Тогда, возможно, и виноватого в таком положении дел найти будет проще.

Надежда Гусевская, IRK.ru

Фото Александра Осинцева

  • Любовь Аполь 25 сентября 2014 в 15:23

    Вы говорите как американцы про индейцев: «Что они все ноют, совсем избалованы, у всех транспортные проблемы, в чем проблема переехать ближе к областному центру».

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля